Данный закон принят Государственной Думой 14 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 19 декабря 2012 года.
Операторы сотовой связи будут иметь возможность подзаработать на таком переходе, но чисто символически, т.к. его стоимость ограничена одной сотней рублей.
Для переноса номера необходимо основание, которым служит обычное заявление абонента о наличии у него такого желания, однако при этом он не должен иметь задолженностей по счету перед предыдущим оператором, услугами которого он пользовался до смены.
Закон обязывает оператора, с которым абонент расторгает договор, передать телефонный номер другому оператору, и тот, в свою очередь, должен включить его в ресурс нумерации.
Для реализации проекта по переносу номера планируется создание общей базы данных перенесенных номеров. Такой шаг намереваются осуществлять за счет средств резерва универсального обслуживания. Предполагается, что управлять самой информационной базой будет Роскомнадзор с возможной передачей этих функций на аутсорсинг. На описанные изменения собираются выделить бюджет аж в 500 миллионов рублей, плюс ежегодные затраты на поддержание функционирования порядка 300 миллионов рублей. Все расходы будут финансироваться за счет средств операторов и резерва универсального обслуживания, который также сформируют из отчислений операторов в размере 1,2% от выручки. Уже на текущий момент финансовый объем фонда составляет 15 миллиардов рублей.
Проект переноса мобильного номера на территории нашей страны начал в апреле 2012 года тогдашний ещё Президент России Дмитрий Медведев. Он полагал, что услуга должна быть бесплатной для абонента. Госдума, чуть ранее, приняла поправки в закон «О связи», позволяющие внедрить в РФ с 1 декабря 2013 года услуги сохранения номера телефона при смене оператора сотовой связи. На данном этапе воспользоваться услугой можно будет в рамках одного региона. Возможность развития направления по всем регионам страны будет обсуждена в начале 2013 года, заодно с подготовкой подзаконных актов.
Несколько ранее Министерство экономического развития РФ выступало вообще против ввода подобной услуги. Сохранение номера за абонентом было раскритиковано на их сайте вместе с опубликованием отчёта, о нецелесообразности такого шага. С точки зрения работников министерства, переносимость номеров (Mobile number portability, MNP) не будет востребована населением России и не приведёт к усилению конкуренции между операторами мобильных сетей, при этом существенные затраты со стороны самих сотовых операторов также не рассматриваются специалистами как приемлемые!
Ведомство активно ссылается на опыт других стран, где данная услуга действует несколько лет. В частности, в Болгарии, переносимость номеров введена с 2008 г., но воспользовался ей лишь 1% населения, через год эта цифра уменьшилась еще в 2 раза. Показатели в Чехии еще ниже — 0,1% от общего числа абонентов, а в Беларуси — вообще 0,019%. Надо заметить, что качество зоны покрытия и предоставляемых услуг связи, а также, что особо важно, размер их территории, понятно несоотносимо меньший, не учитывались в сравнении совершенно!
Помимо прочего, Минкомсвязь никак не конкретизирует в отчёте, какие же финансовые средства должны привлекаться для реализации работы программы. Изначально планировалось 100% финансирование за счёт операторов, позже было указано, что привлечение государственных бюджетных средств также возможно.
В итоге Министерство экономического развития предложило повременить с реализацией программы переносимости номеров, а работники указанного ведомства давали информацию о том, что в других странах введение данной услуги заняло от 2-х до 4-х лет. Также говорилось о необходимости принять поправки в закон «О связи», отменить 9 постановлений правительства, 11 ведомственных актов и примерно 50 приказов Минкомсвязи, что дополнительно растянет временной промежуток, как водится, на «неопределённый срок»!
Однако, несмотря на сопротивление ведомств и нежелание операторов терпеть дополнительные финансовые потери, Президент закон подписал… При внимательном и профессиональном подходе вполне реально и время на реальную реализацию такого интересного проекта сократить до «определённого срока»!
На данный момент следует говорить, по крайней мере, о большом демократическом шаге в сторону абонентов сотовых сетей, что в свете общей напряжённости последнего года даст хотя бы некоторый положительный настрой населения нашей страны, активно пользующегося мобильной связью.
Безусловно, обсуждаемое в статье решение позволит в какой-то мере выровнять конкуренцию среди операторов сотовой связи в вопросе продаж дополнительных услуг, касающихся принадлежавшей им ранее номерной ёмкости. Речь идёт о создании единого рынка в вопросе реализации «красивых номеров», более равномерного распределения негеографических кодов — префиксов, среди абонентов различных сетей, а также улучшении конкурентоспособности коммерческих предложений операторов мобильной связи, связанных с удовлетворением потребностей пользователей различного уровня и статуса.