Стоит ли ссориться с новогодней елочкой?

Реклама
Грандмастер

Любовь «русских» к «своему» Новому году удивляла иностранцев в советское время. Удивляет и сейчас во всех странах, где существуют более или менее крупные диаспоры выходцев из бывшего Советского Союза.

В Израиле, который позиционирует себя как демократическое государство (и демократическим государством без всяких кавычек является), сверкающая огнями новогодняя елочка в домах у «русских» евреев вызывала первоначально оторопь у соседей и коллег. «Ты что, христианин?» — задавали первый вопрос. То, что советская елка к елке христианской никакого отношения не имеет, не всякий поймет. Правда, за прошедшие двадцать лет в Израиле все уже привыкли к тому, что «русские» коллеги берут 1 января отпуск. Привычным стало и празднование израильтянами Нового года под стыдливым названием «Сильвестр». Хотя, если вдуматься, какое дело евреям до католического святого, день которого приходится на 31 декабря?

Реклама

Израильские политики, правда, довольно быстро сообразили, что новогоднее поздравление евреям, приехавшим из стран бывшего Советского Союза, — хороший способ набрать рейтинг и собрать голоса на «русской улице». Более миллиона избирателей — это не шутка!

Не шутка и такая, казалось бы, глупость, как новогодняя елочка, привезенная этими избирателями в еврейское государство. Известный израильский политтехнолог Давид Эйдельман отмечает прямо-таки мистическое влияние на судьбы израильских политиков этого невинного деревца, даже не произрастающего в здешних краях. А именно: всякий, выражающий неуважение новогодней елочке, очень скоро терпит поражение в своих политических амбициях.

Реклама

При этом политик, как всегда, танцует на канате, и самое главное в этом его нелегком деле — соблюсти баланс. Угодив одним, ни в коем случае не потерять уважение других.

Как уже было сказано, новогодняя елка многими в Израиле воспринимается как прямой вызов традициям иудаизма, что характерно для так называемого «левого» лагеря. Ах, эти израильские «левые» и «правые»! Это совсем не «левые» и «правые» европейского толка. Все тонкости различий между ними объяснять долго и сложно. В данном случае для нас важно следующее: «левые» — за общечеловеческие ценности и против религиозных традиций. «Правые» чтут ценности национальные, а потому заигрывают в той или иной степени с иудаизмом, который тоже считают национальной ценностью.

Реклама

А теперь вернемся к мистике. В 2001 году за кресло премьер-министра «бодались» два тяжеловеса, два бывших боевых генерала. Один из них позиционировал себя как «солдата номер один». Только этим он вызывал уважение у ветеранов Второй мировой войны. Но, приветствуя «русских» избирателей по телевизору, он решил убрать из кадра новогоднюю елочку, чтобы не создавать впечатление слишком либерального в вопросах религии человека. Его соперником тоже был боевой генерал. Он выступил перед елкой, украшенной новогодними игрушками, и даже сказал несколько слов по-русски, ибо бабушки и дедушки его имели российские корни. Ура-ура! Он выиграл выборы с огромным отрывом.

На «левом» фланге израильских партий в то время держалась на плаву партия, декларирующая либерализм и свободу от религиозного диктата. Что позволяло ей надеяться на изрядную долю «русских» голосов на грядущих парламентских выборах. Накануне нового, 2003, года в штабе партии появилась новогодняя елочка, которую принес для товарищей по партии русскоязычный член центрального руководства, тоже большой либерал. Но такого либерализма председатель партии, тонкий интеллигент и неплохой писатель, терпеть не желал. Он приказал убрать из комнаты «эту гадость». Естественно, произошла утечка в прессу. Естественно, «русские» голоса были потеряны. Это обошлось партии в несколько будущих мандатов, и она утратила сколько-нибудь серьезное влияние.

Реклама

Тем более что на израильской политической сцене появилась еще одна либеральная и антиклерикальная партия. Ее возглавлял известный журналист, не скрывавший своего атеизма. Он довольно жестко высказывался по поводу религиозного засилья в израильском обществе.

И опять накануне 2006 года «русские» товарищи по партии предложили отметить Новый год. И опять произошел конфуз, и елочку выставили вон. Через месяц в партии, название которой, кстати, переводилось на русский язык как «Изменение», начались-таки серьезные изменения. Журналист ушел с поста председателя партии, сама партия раскололась. Теперь от нее остались одни воспоминания. Вот так-то. Хотите — верьте, хотите — нет.

Реклама

Израиль — действительно, страна демократическая. Права религиозных меньшинств в стране тщательно блюдутся. За установку елки или за продажу елочных игрушек здесь не упекут в тюрьму, как, например, в Саудовской Аравии. В галилейском городке Назарете на Рождество елок вообще выставляют несчетное количество. Причина понятна. С Назаретом связана жизнь Иисуса. Половина населения города — арабы-христиане.

Над арабским Назаретом на горке находится населенный евреями Нацрат-Илит (в переводе на русский — «Верхний Назарет»). Так вот, когда накануне 2010 года мэр Нацрат-Илита решил не устанавливать елку на площади своего города, разразился скандал. Сама государственный секретарь США Хиллари Клинтон обратилась в канцелярию премьер-министра с запросом: по какой причине в Израиле нарушается свобода вероисповедания и нарушаются права христиан на новогоднюю елку. Скандал замяли. Елки поставили, где ставили раньше. Что же касается достопочтенного мэра, то спустя неделю или две его задержала полиция. Не за елку, а за коррупцию во вверенном ему муниципалитете.

Такая вот чертовщина случается в мире, господа!

Реклама