Стоит сказать о том, что предметами роскоши обладают отнюдь не одни богачи, напротив, толстосумы обычно в тренде и коллекционируют в основном довольно банальные вещи, используя их в качестве выгодного актива для перепродажи. Настоящие же ценители зачастую имеют средний достаток, но имеют в своих пусть даже малюсеньких коллекциях весьма редкие, а порой и уникальные ценности.
Яркий пример тому — старые друзья знаменитых художников и их потомки, по достоинству оценившие творения живописцев своевременно. Многим из них художественные работы достались в подарок или в знак признательности, и часто, даже оказавшись в финансово затруднительной ситуации, они не могут расстаться со столь ценимыми ими самими предметами искусства!
В целом, можно сказать, что роскошь присуща всем слоям населения одинаково и стремление к ней выражено абсолютно у всех людей, но выражение самого этого понятия, безусловно, различается. В качестве ярчайшего примера посмотрим на религиозных деятелей. Одни, стремящиеся к духовному совершенству, не обращая внимания на материальные блага, обладают, так сказать, «духовной роскошью», другие, заточенные на меркантильной составляющей, являются зачастую владельцами роскошных благ в традиционном понимании термина «роскошь».
Таким образом, сами по себе предметы роскоши интересны тем, какую они несут смысловую нагрузку на сознание обладателя. Не зря столько легенд связано со знаменитыми бриллиантами, коронами, перстнями и другими атрибутами королевских семей, пиратов и авантюристов.
Человек, получая желанную реликвию, отождествляет себя с хранителем её силы, могущества и тайных возможностей!
Возвращаясь на бытовой уровень, думаю, вы вспомните не одну услышанную фразу типа «часы как у Джеймса Бонда», «серьги как у Софи Лорен», «телефон как у Карла Лагерфельда» и пр. При этом, безусловно, говорящий подразумевает свою близость к указанным персонам, пусть даже и умозрительную…
Даже само слово роскошь является определенным словесным брендом, термином, символизирующим абсолютное богатство и нетерпимость к компромиссам. Luxury — богатства и успеха во всём!
Вот разговор двух студенток:
— Ольга перезвони мне, наконец, сама, хватит отсылать «Абонент просит Вас ему перезвонить»! Тебе что, два рубля жалко?
— Да откуда ж такая роскошь! На мобильном уже неделю денег нет!
Понятно, что два рубля не символ роскоши, но, чтобы разжалобить подругу, можно и сравнить её возможность иметь деньги на мобильном счету с роскошью, подчеркнуть её значимость в данный момент, а заодно и сэкономить за её счет. Мелочь, конечно, но это уже относится к личным качествам, а не к нашему вопросу. Хотя благородство и щедрость можно смело отнести к понятию духовной роскоши!
Что ж, промежуточные итоги нашего рассуждения укладываются в следующие пункты, отвечающие на вопрос, кому нужны предметы роскоши:
1. Тем, кому необходимо подчеркнуть статуса владельца.
2. Тому, кто отождествляет себя с каким-либо сакральным смыслом предмета.
3. Истинному ценителю искусства.
4. Адепту религиозного течения или культурного направления.
5. Желающему самоутвердиться за счёт материальной составляющей.
6. Дельцу, пытающемуся извлечь прибыль.
7. Наследнику ценности или считающему себя таковым.
Надо сказать, что все перечисленные пункты соединены невидимой нитью, проходящей сквозь них, а именно наличием двух субъектов отношений: человека и вещи. Что важно: данная нить и есть необходимое и достаточное условие для существования понятия «роскошь»! Если обладателей много, то это уже не роскошь, а обыденность. Если нет обладателя, то предмет вообще незаметен.
Отсюда можно сделать самый важный и единственный вывод: предмет роскоши нужен, чтобы выделить одного-единственного человека на фоне всех остальных таким образом, чтобы остальные самолично это признали! А что именно признали, так это уже следующий вопрос, зависящий от типа предмета и его исторической, культурной и экономической значимости. Выбор конкретного предмета и определит отношение к человеку.