Вне всякого сомнения, это самый удобный вид общественного транспорта в Лондоне. Здесь оно называется трубой (tube).
Схема Лондонского метро на первый взгляд может показаться достаточно запутанной. Не мудрено — Лондонское метро первое метро в мире. Оно было запущено в 1863 году (в России как раз за два года до этого отменили крепостное право, сами понимаете, не до метро было).
Сразу скажу, что метро Лондона дорогое. Разовый билет стоит 4 £. Причем билет при поездке здесь используется два раза: первый раз — для того чтобы зайти на станцию, а второй — чтобы выйти. Это потому, что стоимость проезда зависит от расстояния. В Лондонском метро шесть зон (1-я зона — центр, 2-я — кольцо вокруг центра
Цена, соответственно, для первой зоны, как я говорил, 4 £, а для шестой зоны 4,5 £. И если у вас билет для первой зоны, то, попытавшись по нему доехать до станции, например, в третьей зоне, при выходе есть шанс нарваться на штраф в 20 £.
Но не стоит переживать по поводу стоимости проезда. В лондонском метро есть способы значительно удешевить пользование этим транспортом.
При поездке в Лондон наиболее удобны так называемые Travelсard Лондонского метро. Проще говоря, проездные билеты на день, на три, на неделю, месяц и год. Годовые, думаю, вам не понадобятся, а вот дневные — самый раз.
Цена дневной карты 7.20 £. За эту цену вы можете кататься в метро целый день, сколько вам понадобится. Но опять же, не забывайте о зонах. Эта цена для 1−2 зон, для 1−6 она будет уже 14.80 £.
Цена карты также зависит и от времени суток. 7,20 £ это для часов пик (Peak),
Кстати, Travelсard Лондонского метро действительны и для наземного транспорта (исключая такси, разумеется). Что также удешевляет передвижение по городу. Обычный билет в знаменитый Лондонский двухэтажный автобус (Double Decker) стоит 2 £.
Честно говоря, я, сколько ни был в Лондоне, этими автобусами не пользовался. Помнится, только разок прокатился из любопытства. В основном, перемещался с помощью метро.
Travelсard действительны также для DLR (отдельная ветка метро в восточной части Лондона) и для железной дороги внутри оплаченных зон (кроме участка Hayes & Harlington — Heathrow и поезда Heathrow Express). Интересно, что поезда DLR ездят без машинистов в полностью автоматическом режиме.
Также Travelcard дает скидку в 1/3 от тарифа на судах, работающих на Темзе по расписанию.
При наличии взрослого Travelcard с любой комбинацией зон вы можете приобрести детский Off-Peak Day Travelcards по льготной цене для не более чем 4 детей, совершающих поездки вместе с вами.
Существуют также проездные в виде пластиковых карточек Oyster (в переводе — устрица). Самым удобным в туристической поездке является трехдневный Oyster по цене около 20 £. У этих карточек есть масса дополнительных возможностей — можно класть на них дополнительные деньги, использовать как кредитные для оплаты и пр. Но, чтобы не заморачиваться со всем этим, по большому счету и не нужным для обычного туриста, используйте их по своему основному назначению — оплата проезда.
Oyster, также как и Travelcard, возможен для оплаты проезда на других видах наземного городского общественного транспорта.
Билеты в Лондонское метро можно купить на всех его станциях. Они продаются как в специальных автоматах, так и в кассах станций. Автоматы очень «навороченные» — продают билеты за наличные, по кредитным карточкам, выдают сдачу до пенса
Купленная карта вводится в турникет, считывается и автоматически выводится из него (так же как и в Московском метро). Oyster просто прикладывается к специальному устройству на том же турникете. Створки турникета открываются, и вы проходите к эскалаторам. Кстати, в Лондоне есть несколько станций метро, где вместо эскалаторов используются большие пассажирские лифты. Весьма занятно.
Важно: не забудьте взять карту из турникета, т.к. при выходе вас ждет точно такая же процедура, но уже чтобы выйти из метро.
Система переходов в Лондонском метро, скажем так, не очень простая. Но все сложности компенсируются обилием указателей. Просто надо знать название той линии метро, на которой находится нужная вам станция. На каждой станции находятся подробные карты метро и прочая необходимая информация.
Поезда, подъезжающие к платформе, совсем не обязательно идут до одной и той же конечной станции этой ветки. Поэтому будьте внимательны и обращайте внимание на цифровые информационные табло, которые висят над платформами. На них выводится информация о том, через сколько минут прибывает следующий поезд и название конечной станции его маршрута.
Таким образом, чтобы не ошибиться, убедитесь, что нужная вам станция находится на линии, название последней станции которой совпадает с названием на табло.
Возможно, поначалу эта информация покажется несколько сложной, а схема Лондонского метро запутанной, но по своему опыту скажу, что после первых же поездок вы убедитесь, что добраться до выбранного района с помощью метро Лондона достаточно просто и очень удобно.