Смена парадигм происходит не в результате переубеждения оппонентов, а зачастую просто со временем, после вымирания носителей старого убеждения.
Обычно в качестве примеров смены парадигм приводят:
— переход от геоцентрической системы мира Птолемея к гелиоцентрической системе Н. Коперника;
— развитие физики от механистической картины И. Ньютона к квантовой механике М. Планка и А. Эйнштейна.
Я остановлюсь на примерах из геологии драгоценных металлов, что ближе сердцу женщин, предпринимателей и разбойников.
Начнем, естественно, с наиболее блескучего золота.
Россия до середины XVIII века оставалась без своих месторождений этого металла. Золото было привозное. Добывали его и «бугорщики» из древних могил. Даже кипучая деятельность Петра I не могла сдвинуть дело его поисков с мертвой точки. Почему? Считалось, что «золото в Московском государстве не родится», потому что… холодно! Вот она, первая парадигма драгметаллов — золото встречается только в жарких странах, где касаются земли палящие солнечные лучи!
В 1745 году крестьянин Ерофей Марков в долине реки Березовки недалеко от Екатеринбурга случайно нашел кремень с вкраплениями золота. Выплавился один грамм золота, и у ямы выставили караул. Дальнейшие поиски в этом месте велись два года, и только в сентябре 1747 году удалось выплавить еще 132 грамма золота. Так была преодолена первая золотая парадигма, и началась история Березовского золоторудного района. Этот металл был коренным (рудным, ломовым) золотом.
То же было и с россыпным (песошным) металлом. Образованнейший Василий Татищев, герой Полтавы, основатель Екатеринбурга и Перми, автор первой книги по русской истории после экспедиции в Сибирь в 1727 году писал: «Чтобы в Сибири при студеном климате такая руда (золотая) могла быть, в этом сумление немалое, если только рассудить, какого великого жара солнечного… для сей металлии потребно».
Справедливо было бы отметить, что
Перейдем к менее блестящей платине. Металл тусклого серого цвета, на вид ничем не примечательный, но тяжелый. На Урале охотники его использовали в качестве дроби.
Со времен испанцев считалось, что золото и платина всегда встречаются вместе (парадигма). Платину («серебришко» на испанском) при добыче золота в Америке даже выбрасывали, чтобы не разбавляли серебро и не портили монету.
В начале XIX века У. Волластон изобрел платиновое запальное устройство, что повышало надежность кремневых ружей (роль войны для прогресса науки). Платина стала необходимой. Последовал указ — найти.
И нашли, но не рядом с золотом на восточном склоне Урала, а на водоразделе и на западном склоне Урала (1824 год), где кварцевых (золотосодержащих) обособлений не наблюдалось. Только впоследствии выяснилось, что генезис месторождений платины и золота абсолютно разный. Платина концентрируется в ультраосновных породах (дунитах), а золото имеет гидротермальное происхождение и тяготеет к кварцевым жилам. Так преодолели еще одну драгметалльную парадигму.
Предстоит преодолеть еще одну
Такая смена парадигмы может привести к увеличению российских запасов самородной платины в десятки раз и к пересмотру способов разведки месторождений этого драгоценного металла.