Первое из этих предсказаний было абсолютно ненаучным: Дж. Свифт в своей книге «Путешествия Гулливера» пишет о двух спутниках планеты Марс (что подсказало писателю такую мысль — можно только догадываться).
Другое предсказание принадлежит Иоганну Кеплеру и основано оно было на ошибке… точнее, на двух ошибках. В то время — благодаря Галилео Галилею — уже было известно о четырёх спутниках Юпитера и, конечно, о единственном спутнике Земли — Луне. Из этого И. Кеплер сделал вывод, что количество спутников у планет возрастает в геометрической прогрессии по мере удаления от Солнца — следовательно, у Марса их должно быть два… И подтверждение тому было найдено… у того же Г. Галилея.
Дело в том, что Г. Галилей, увидев в телескоп два туманных пятна по бокам Сатурна, предположил, что это тоже спутники, но не был в этом уверен (на самом деле то были кольца Сатурна) и потому запись об этом сделал в зашифрованном виде, как анаграмму латинской фразы «Высочайшую планету тройную наблюдаю». И. Кеплер же расшифровал это «послание» Г. Галилея как «Привет вам, близнецы, Марса порождение». Упоминает о двух «лунах» Марса, «ускользающих от глаз земных астрономов», и Ф. Вольтер в философской повести «Микромегас»… Но гений и ошибается гениально: в 1877 г. спутники Марса были открыты — их действительно оказалось два!
Познакомимся же поближе с «близнецами», наречёнными Фобосом и Деймосом. Вопреки И. Кеплеру, их не считают «Марса порождением» —
Спутники Марса не блещут красотой (один исследователь сравнил их с картофелинами), но им удалось «отличиться» в другом: они одни из самых маленьких спутников в Солнечной системе. Деймосу (эллипсоиду размером 15 на 12 на 11 км) уступает только Леда — один из спутников Юпитера с диаметром 10 км. Невелик и Фобос — 27 км.
Но хоть мы и назвали Фобос и Деймос «близнецами», по некоторым параметрам различия между ними больше, чем сходства. Можно даже сказать, что они противоположны. Так, например, Фобос вращается вокруг Марса настолько быстро, что за сутки (разумеется, марсианские) успевает обойти три раза и ещё 78 градусов, Деймос же — наоборот — движется медленно, его период обращения чуть больше марсианских суток. И хоть движутся они в одном направлении, для находящегося на Марсе наблюдателя Фобос восходил бы на западе, а заходил бы на востоке, Деймос же — с точностью до наоборот.
И даже будущее спутников противоположно: Деймос стремится «убежать» от Марса (и в конечном итоге ему это удастся), Фобос же, наоборот — приближается к планете на 2 метра каждое столетие. Кончится тем, что он упадёт на Марс — катастрофа будет грандиозная, а Марс, лишившийся обоих спутников, взамен приобретёт роскошное кольцо из пыли…
Правда, мы этого уже не увидим — это случится через 50 миллионов лет.