Своего любить обязан? Два слова о чудесах человеколюбия

Реклама
Грандмастер

А Сашкин папа, Константин Андреевич, давно не в себе. Все так безобидно начиналось: он спрашивал какую-то ерунду, все смеялись. Присядет, бывало, на корточки, рукой по полу пошарит, потом протянет тебе невидимое что-то и с улыбкой скажет: «Держи-держи крабика! Вот цапучий!» Ему вечно что-то мерещилось, слышалось. А однажды он проснулся, сел на диване и застыл…

Возил сын отца по эскулапам, а потом не выдержал, отправил в частную клинику для умалишенных, не мог его больше терпеть, боялся, что сам с катушек слетит. Как положено, денег выделил на содержание, посещал батю два раза в неделю, приносил лекарства, фрукты. Но несмотря на это, все равно прослыл недочеловеком.

А как же! Отец его, когда тот дитем был, и на рыбалку, и в тир с собой, и газировкой тайком от матери поил, а он отца родного в психушку упек! Теперь Сашка в нашем подъезде изгой. «Часовые» на скамейке особенно любят на эту тему потрындеть, поохать.

О, это вселенское чувство долга! Кто-то так решил, установил неписанные законы, и теперь любое твое действие рассматривается под микроскопом. Шаг влево, шаг вправо — расстрел в 24 часа. Заряжааай! Пли!

Реклама

И если сказать «Я не люблю наше королевство!» еще можно и даже модно, то мало кому хватит смелости признаться в том, что его достали чудаковатые родители или непутевые дети. Ибо это свое, родное, а значит любить обязан. А уж если и признаешься тихонечко самому себе, что нет больше твоей любви к ним, то потом изведешь себя совестью.

Но если задуматься: как можно любить одинаково сына-умницу и сына-пьяницу? Мужа заботливого и «забившего» на все на свете лентяя и ворчуна? Как можно любить выжившего из ума старика, общение с которым бросает тебя в холодный пот, а необходимость ухаживать за ним ограничивает твою свободу до четырех стен?

Помнить о прошлом, терпеть, отдавать дань уважения, заботиться — это признаки хорошего воспитания, но далеко не всегда проявление любви. Ибо на самом деле человек любит только одно — свою свободу. И не любит то, что ее ограничивает, заставляет следовать вопреки желаниям.

Реклама

И в этом нет ничего стыдного. Нет ничего стыдного в том, чтобы признаться себе (и только себе) в нелюбви. Сказать: «Я не люблю этого человека, несмотря на то, что он мой отец (муж, сын). Я не люблю его, потому что он алкоголик (лентяй, эгоист)». Признаться и дальше уже решать, что делать с этой раскаленной правдой.

Мне кажется, это лучше, чем долгие годы мучительно «воспитывать» в сердце любовь, упрекая себя в недостаточном проявлении этого чувства. Меня всегда смешила фраза «люби человека таким, какой он есть». А что делать, если тебе не нравится то, какой он есть?

Для меня это даже не вопрос морали, просто я видела достаточно судеб, разрушенных любовью к ближним, что научилась со временем воспринимать жизненные события иначе, без лишнего драматизма.

Реклама

Видела двух подруг, ставших заклятыми врагами после того, как одна сначала приняла, а потом уволила с работы брата другой.

Мне удалось наблюдать за семьей, в которой женщина отказалась от «дела жизни» ради мужа, что не захотел ехать с ней на край земли, где ей светил выгодный контракт. Оценил ли благоверный ее «подвиг»? Смешной вопрос. Наоборот, ему так понравилось запрещать, что он и сейчас не дает 35-летнему человеку сходить к косметологу проколоть уши, чтобы надеть серьги.

Видела взрослого мужчину, обожавшего свою мать и ценившего ее мнение столь высоко, что ему удалось превратить в сущий ад жизнь тех женщин, что ненароком оказались рядом. Подобно матери, он находил тысячи причин для выражения своего недовольства всем, к чему прикасались их руки. А они терпели и только терпели. Потому что нельзя любить того, кто держит тебя на прицеле.

Реклама

Жизнь так богата на выдумки, что, возможно, поэтому меня смешат люди, возводящие свои личные неудачи до вселенских размеров. И меня выводят из себя те, кто позволяет себе судить о других свысока.

Категоричная оценка поступков других людей убивает меня наповал: «Он ушел из семьи, бросив детей, значит, он — подлец! И пусть он продолжает содержать семью и заботиться о детях в меру своих возможностей, он все равно подлец-подлец-подлец!»

Мы не оставляем другим выбора. Да, кто-то ушел из семьи, и это очень печально. Да, он должен заботиться о семье, потому что причастен к ее созданию. Он должен уважительно относиться к матери своих детей, ибо она их мать. Но почему он должен продолжать жить с ней? Почему он должен с ней спать, если он больше ее не любит? Было б лучше, если б он остался и продолжал жить на две-три «семьи»? Или все же ушел, прихватив детей? Обществу так трудно угодить, что лучше и не пытаться…

Реклама

Каждый раз люди, вставшие между чувством и долгом, попадают в зависимость от мнения другого, более сильного человека или общественного мнения. Они мучают себя вопросами, ищут корень зла в своем воспитании, пытаются следовать нормам, за уши поставить себя «в строй». Вместо того, чтобы признаться себе в том, что их близкий отныне не так близок и лучше бы его не было сейчас рядом. Вместо того, чтобы понять, что не общество с его устоями оказалось в данной жизненной ситуации, а вполне конкретный человек — вы.

…Вот и Саша занимается самокопанием, все ищет причинно-следственные связи своего нехорошего положения в обществе. А когда ему надоедает, садится на диван, упирается в пол взглядом и, сгустив брови, вспоминает Константина Андреевича. Тот почему-то решил, что попал в санаторий. Зовет нас к себе, приглашает остаться «отдохнуть», а когда мы уходим, долго-долго стоит у проходной, улыбается и машет рукой вослед.

Реклама