Начнём, как и полагается, с понятий. Религия — это, прежде всего, вера в силу, правящую миром. Возьмём для примера православие. Мораль — мировоззрение, принятое в обществе. Право — общеобязательные правила, установленные и охраняемые государством.
Как известно, основой религии является Бог, основой морали — общество, основой права — государство. Их сущность раскрывается с помощью ключевых понятий данных категорий: душа и грех (религия), совесть и долг (мораль), нормативный акт и соглашение (право).
Религия призывает нас к вере, преданности, мораль — к честности, верности, право — к труду, к справедливости. Если религия и мораль призывают нас «любить ближнего», то право ни к какой любви вообще не призывает. И если религия и мораль к обману относятся отрицательно, то право — и вовсе безразлично. Из этого следует, что первые две категории имеют более высокий уровень нравственности, поддержанию которого способствуют верующие и большинство представителей общества, тогда как в законодательстве данное понятие полностью отсутствует.
Временем возникновения православия на территории нашей страны считается год Крещения Руси — 988. Появление морали можно связать с первыми поселениями на Руси (V-VII века н.э.), когда волей-неволей стихийно стали складываться всевозможные правила поведения. В 882 году образовалось Древнерусское государство, одновременно с которым возникло и право, изначально основанное на обычаях. Слияние правил морали с собственно правом послужило фундаментом прочих законов Руси. Среди представленных норм мораль является наиболее древней совокупностью правил.
Теперь перейдём к теме источников. Так называемые религиозные (божественные) законы нашли своё отражение в Библии, общественные — в обычаях и традициях, государственные — в нормативно-правовых актах. Следовательно, лишь нормы морали не имеют официального письменного закрепления. Если степень определённости и детализации норм права выражается в чёткой юридической форме, то нормы морали имеют неопределённый и расплывчатый характер. В свою очередь, религиозные нормы довольно определены, но не слишком детализированы. Государственные нормы выглядят более лояльными, поскольку выражены они в изъявительном наклонении и предполагают как возможность внесения изменений в их содержание, так и возможность выбора варианта поведения (диспозитивные нормы). А вот религия и мораль в этом схожи: сформулированы в повелительном наклонении и практически не предусматривают смены своих тезисов.
Если государство возглавляет президент, а церковь — патриарх, то вот общество так называемого руководителя и вовсе не имеет.
Тех, кто верит в Бога, называют верующими, тех, кто свято чтит нормы морали, называют моралистами, а тех, кто своё существование не представляет без нормативно-правовых актов государства, — законниками.
А кто же осуществляет контроль за своими последователями? Безусловно, данную функцию в религии выполняет Бог, как считается, что позволяет этой сфере иметь возможность поголовного контроля. С моралью опять всё просто: общество наблюдает само за собой, можно так выразиться. Но здесь необходимо отметить и отрицательный момент: далеко не все людские поступки попадают под общественную оценку из-за её фактической недоступности для повсеместного проникновения. В этом плане правоохранительные органы в большинстве случаев допускаются к действиям только в крайних и безвыходных ситуациях, тем самым имея крайне низкий уровень количества субъектов.
В продолжение данной темы стоит упомянуть о наказаниях. К так называемому религиозному наказанию относится Божья кара, которая может быть выражена в форме как душевных, так и физических страданий. Со стороны общества наказанием может выступить осуждение и критика, а порой и физическая расправа с нарушителем. Наказания государства могут быть выражены только физически: штраф, арест, лишение свободы и др. Например, предупреждения закон и вовсе не относит к наказаниям, так как они носят исключительно моральный характер.
Непосредственно от уровня возможности контроля своих субъектов зависит возможность избегания ими наказания, которая присутствует у моралистов и законников, но отсутствует у верующих.
При этом религия более гуманно относится к нарушителям, предоставляя им возможность быть прощёнными. Общество, как известно, особой гуманностью обычно не отличается, поэтому часто прощения не предоставляет. А вот, например, закон приветствует признание вины и тем самым смягчает наказание, но всё же полностью не освобождает от него.
Примерно так выглядит соотношение норм религии, морали и права.