1916 год. Еще вовсю шла в Европе Первая мировая война, а кабинет Вудро Вильсона уже начал активно разрабатывать стратегические планы послевоенного политического устройства мира.
Президент еще не знал, как будет выглядеть эта всемирная организация, какие страны будут являться ее членами, какими инструментами станут осуществляться политические решения, но ясно было одно: необходим единый мозговой центр, единое, если хотите, мировое правительство, способное сдерживать политические амбиции отдельных стран и вырабатывать взаимоприемлемые для мирового сообщества решения.
Представьте только: нужно было рассчитать и смоделировать итоги текущей войны, визуализировать картину послевоенного геополитического устройства Европы, последствия территориального передела, обосновать экономическую модель новой карты мира.
И вы, наверное, думаете, что этим озаботили лучших из лучших экономистов, политологов, финансистов, ученых? А вовсе нет. Дело поручили 150 молодым студентам, не имеющим никакого отношения к высоким материям. В результате за 1917−1918 годы было составлено около двух тысяч аналитических докладов, выводы которых потом вылились в знаменитые 14 пунктов программы Вудро Вильсона и легли в основу созданной в 1919 году на Парижской мирной конференции по окончанию Первой мировой войны организации под названием Лига Наций.
Опыт привлечения непрофессионалов не прошел даром. И теперь подробнее о том, как делается политика «любой кухаркой».
Почти одновременно в США и Великобритании (через Чатем-Хаус к Королевскому институту международных дел) была создана сеть неправительственных добровольных общественных организаций, анализирующих, изучающих на основе анализа и вырабатывающих международно-политические рекомендации своим правительствам для учета экономических интересов граждан страны. С тех пор они считаются народным мозговым танком, так как на основе соблюдения интересов всех слоев общества правительство может вести как внутреннюю, так и внешнюю политику своей страны. А демократия в том и выражается, что правительства выражают волю и интересы всех слоев населения в вопросах внешней политики. Эти интересы и волю и выражает и обобщает общественная организация по международным отношениям.
Итак, ее членом может быть любой гражданин, кандидатура которого получает одобрение Правления совета. Вступительный взнос довольно высокий. И это оправдано — имущественный тест позволяет диагностировать серьезность намерения отдельного человека влиять на международные отношения. Кандидат должен получить три рекомендации членов организации. Срок членства для вновь принятых определяется в пять лет. Это вполне разумный испытательный срок для определения ценности личного вклада в деятельность Совета.
Некоторые лица получают пожизненное членство. Это, как правило, высшие руководящие лица страны, действующие и бывшие президенты, вице-президенты, советники, аналитики, видные финансисты, журналисты-международники, представители крупного бизнеса. Остальные члены Совета представлены наиболее социально активными и компетентными гражданами всех слоев и уровней.
Официально днем основания Совета считается 1921 год. Штаб-квартиры Совета находятся в Вашингтоне и Нью-Йорке. Во всех штатах и крупных городах существуют свои представительства Совета, в который входят представители местной власти и политически активные жители штата или города. Основным направлением деятельности этой общественной организации является внешняя политика и международные отношения.
Раз в два месяца Совет издает самый авторитетный среди серьезных людей мира журнал «Иностранные отношения». Публикуемые материалы представляют собой анализ политической международной ситуации, прогнозы и рекомендации в области иностранной политики. Для мировой политики эти материалы являются определяющим месседжем, и многое в сегодняшнем мире происходит с учетом мнений и рекомендаций, публикуемых в этом журнале.
В 2008 году одна из статей журнала «Путеводитель по кризису» получила награду «Эмми» телеакадемии США.
Другим направлением Совета являются консультации советников президента, выступления перед Конгрессом США, аннотирование книг, отчетов различных комиссий и других публикаций. За счет средств Совета было оплачено 50 наиважнейших политических отчетов.
Кроме того, Совет осуществляет финансирование исследований в области иностранных отношений, выделяет гранты на различные проекты, осуществляет многие образовательные программы, учреждает стипендии и спонсирует многие международные инициативы. Проводятся регулярные семинары по различным направлениям. В целом, направления Совета проходят по секциям. На заседания секций приглашаются члены правительства, международные докладчики, участники секций посещают в составе делегаций те страны, в которых специализируются данные секции.
В чикагском филиале особенно памятными были встречи встречи с Гельмутом Колем, Лехом Валенцей, Збигневом Бжезинским, Ричардом Чейни, Михаилом Горбачевым, Энтони Блером, Биллом Клинтоном и недавняя с действующим президентом Бараком Обамой. Совет имеет самостоятельное право приглашать в неправительственном порядке любых гостей. И любой член Совета имеет право задавать любые вопросы, вносить любые предложения.
Еще одним направлением является посещение стран по географии секций. Цель таких посещений — встречи с официальными лицами, с представителями общественности, включая оппозицию, с журналистами и творческой интеллигенцией. На основании таких посещений пишутся отчеты с анализом ситуации в посещаемой стране и рекомендациями для Государственного департамента с целью дальнейшего информирования граждан США о правилах посещения и поведения в данной стране.
Издаются брошюры и буклеты с наиболее важной информацией о стране, о ее политическом устройстве, об особых правилах поведения иностранного гражданина, о его правовом статусе как визитера, о консульских и посольских службах, о достопримечательностях и даже о анти-достопримечательностях, с которыми гражданам США не рекомендовано знакомиться.
Кроме того, Советы на деле представляют как бы клубы по интересам для политически активных граждан: когда возникает массовый интерес, появляется новое направление деятельности Совета. Так, после землетрясения в Гаити наибольшую помощь этой беднейшей стране первыми начали оказывать США. Нужно было срочно вырабатывать рекомендации для более активных внешнеполитических контактов. Гаитянская секция, созданная по горячим следам, смогла в короткие сроки на месте проанализировать ситуацию и расписать рекомендации, которые легли в основу новых направлений взаимных контактов.
Советы — совершенно живой организм, постоянно реформирующийся, постоянно модифицирующийся в свете меняющейся международной политической и экономической картины мира. Диапозон взаимодействия Совета и всевозможных структур общества настолько широк, что он пронизывает буквально все сферы и структуры общества: банки, корпорации, комитеты, бизнес, университеты, правительственные органы, силовые структуры, управления безопасности, религиозные и аналитические центры.
Успешная работа Советов уже на протяжении почти ста лет доказывает, что взаимодействие непрофессионалов-общественников с профессиональными правительственными структурами является тем демократическим механизмом, при помощи которого объединенные усилия гражданского общества и профессиональных политиков приводят к наиболее полному выражению народной воли в вопросах внешней политики. Это действительно тот случай, когда «любая кухарка» не только может руководить, но и руководит государством через Общественный Совет по международным отношениям.
Некоторые левацкие СМИ и разные конспирологи иногда называют Совет теневым правительством США. А я считаю это наивысшим комплиментом этой общественной нон-профитной организации: да, это тот случай, когда хвост крутит собакой, это тот случай, когда я поддерживаю лозунг «Вся власть Советам!», и такая советская власть мне очень нравится.