Живут эти люди в условиях, совсем не похожих на наши. Казалось бы, ну чукча и чукча, чего же интересного? Ан нет, не угадали! Это весьма любопытный и самобытный народ. Так кто же такие чукчи и почему они называются именно так?
Проживают они, в основном, на просторах Чукотского автономного округа, небольшая часть — в Якутии и Корякском автономном округе. Изначально существовало определенное подразделение, зависящее от места обитания — есть тундровые чукчи и береговые. У них даже названия индивидуальные! Первые звали себя «чаучу», что в переводе означает «владеющий оленями», а вторые — «рамаглыт», или «жители побережья».
Но отличаются они друг от друга не только по названию. Территориальные особенности напрямую повлияли на образ жизни. Тундровые чукчи кочевали с места на место, вели охоту на диких оленей. Однако прогресс не стоял на месте, и с течением временем они начали осваивать оленеводство. Впоследствии именно оно превратилось в основу хозяйства северных жителей. Хотя и охоту те не забросили. Когда олени съедали всю доступную пищу — осуществлялся переход на новое место. И это понятно, животных много, надо же их чем-то кормить.
Тем же, что жили у моря, ничего не оставалось, кроме как промышлять морской охотой. Зимой и весной чукчи охотились на тюленей, т.к. именно в это время самки выходят на лед со своими детенышами. Ну, а лето и осень подходили, чтобы охотиться на китов и моржей. И в то же время рыбная ловля была развита не особенно сильно, хотя и имела место.
Домов в том виде, к которому мы привыкли, у них не было. Да и сейчас поменялось не многое. Конечно, те, что живут в поселках, имеют воду и свет. Но в тундре все осталось таким же, каким было много лет назад. Традиционное жилище — яранга. Это нечто вроде конуса или шатра неправильной многоугольной формы. Каркас обычно сооружался из дерева, но береговые чукчи также использовали для этой цели кости кита. Сверху эта конструкция укрывалась шкурами моржей либо оленей.
Когда кто-либо входит в ярангу, хозяин или хозяйка говорит «Йетык». Это можно воспринимать как наше «привет», однако переводится как «ты пришел». На что вошедший обычно отвечает «Ии», что значит согласие. Сегодняшние оленеводы, как правило, ставят обычные двускатные палатки из брезента. Сейчас у них есть вездеходы, а в те времена весь скарб приходилось перевозить на себе.
Чукчи гораздо более мудрый народ, чем принято думать. Они умеют ориентироваться в абсолютно суровых условиях, когда вокруг только снег и лед. Для этого им достаточно сделать лунку в реке, определить направление течения — и путь найден! Кроме того, они прекрасно говорят по-русски. Помимо всего прочего у них распространены кустарные промыслы. Вышивка бисером, выделка меха, художественная обработка клыков и костей. А еще чукчи танцуют, несмотря на все тяготы жизни.
Так что анекдоты анекдотами, но по ним не стоит судить ни о ком. Можно было бы написать еще очень много о семейном укладе этого народа, об их религии и быте. Однако суть в том, что привычное восприятие многих вещей в нашей жизни, если разобраться — обманчиво.