Если бы во времена Гая Юлия Цезаря вы, загрузив свой корабль зерном в Александрии Египетской или благовониями в Газе, вознамерились бы отправиться, скажем, в Афины, у вас было бы две возможности.
Либо отдаться на милость сезонных ветров и пуститься в опасное и непредсказуемое плаванье через Средиземное море со стоянкой на Кипре. Либо спокойно поплыть вдоль восточного побережья, где летом всегда дует юго-западный ветер. При этом можно было остановиться в богатых приморских городах Тире, Цидоне и Антиохии.
Казалось бы, второй путь привлекательнее. Да вот незадача. На всем протяжении побережья от Газы до Финикии не было ни одной бухты, ни одной тихой гавани, где можно было бы бросить якорь, укрыться от надвигающейся бури, пополнить запасы продовольствия и воды. Да попросту отдохнуть и обменяться новостями на шумном приморском рынке!
Царь Иудеи Ирод прекрасно понимал это. Выход к морю у его царства был. Но греческие, финикийские и египетские торговые корабли проплывали мимо берегов, не принося ни доходов, ни славы. Чтобы получить все профиты от приморской торговли, был необходим крупный порт.
И вот на месте Стратоновой Башни, рыбацкой деревушки, прикорнувшей на песчаном пляже, за считанные годы вырастает порт, оснащенный волнорезами, маяком, гаванями и складами. А на берегу моряков ожидало культурное обслуживание: храмы, дворцы, театры, ипподром, термы, «блекджек» и шлюхи…
Но обо всем по порядку…
В 31 году до н. э. молодой и предприимчивый правитель Иудеи Ирод призван на ковер к не менее молодому и не менее предприимчивому римскому императору Октавиану Августу во временную резиденцию на острове Родос. В империи только что отгремела гражданская война. Враг народа, бывший сиятельный консул Марк Антоний, был повержен. Победившая партия во главе с императором Августом награждала друзей и карала врагов. Ирода, поддерживавшего Марка Антония, по всем понятиям ожидал кубок яда. Но царь Иудеи был одаренным политиком и хорошим оратором. Он склоняет к себе сердце Августа, резонно заметив, что предавший однажды, сделает это вновь. А посему мудрому правителю следует приближать верных слуг побежденного врага. Уж если Ирод не предал Антония в тяжелый для него час, он с той же верностью будет служить и новому господину.
Правда, Ирод благоразумно умолчал о странном стечении обстоятельств. Из всех вассалов Антония он был единственным, кто не выставил свою армию на решающее сражение при Акциуме. Август тоже был благоразумен и лишних вопросов не задавал. Он утвердил Ирода царем Иудеи и расширил его владения.
Итак, благополучно «разрулив стрелку», Ирод возвращается в Иудею. Заручившись поддержкой Рима, он решил превратить захолустное царство во влиятельное государство под протекторатом Империи. Для этого царские деньги вкладываются в широкомасштабное строительство. Жемчужиной в этом предприятии Ирода по праву следует считать Иерусалимский храм.
Однако Иерусалим — прежде всего, религиозная столица иудеев. Ироду же необходимо было «окно в Рим». Вот потому практически с нуля он возводит город-порт по всем правилам и моде античного мира. Возводит за короткий даже по нынешним временам срок — всего за 12 лет!
Как на ровном берегу построить бухту? Для этого собирались деревянные рамы. Их вплавь транспортировали на километр от берега. Здесь, в море, они заполнялись особой цементной смесью, перемешанной с вулканическим пеплом. Этот своеобразный бетон застывал, образуя линии молов и причалы.
Площадь порта со всеми его внутренними гаванями составляла более 90 тысяч кв. м. Общая длина причалов была свыше 1500 м. Кроме открытых причалов, была и внутренняя гавань для крупных, средних и мелких кораблей. От бури порт защищал мол, на котором стоял маяк. Зимой здесь могли укрыться сотни судов.
В честь Цезаря Августа новый порт и построенный рядом город был назван Кесарией. Но Кесарий в пределах империи уже было несколько. Поэтому эту назвали
Кесария Приморская была построена, как большинство римских городов того времени, в виде прямоугольника. Все улицы были прямыми и пересекались под прямым углом, образуя равные и единообразные кварталы. В городе было все, что требовалось нормальному римскому городу. Гигантский акведук снабжал Кесарию пресной водой от источников, находившихся у подножия горы. Поэтому в городе были не только общественные бани-термы. В каждом доме имелась проточная вода и то, чем не мог похвастаться ни один тогдашний город — канализация.
Теперь ни один корабль, следующий вдоль берега Иудеи, не обминал Кесарию. Отсюда начали вывозить соль Мертвого моря, оливковое масло и вино. Соответственно, в казну царя Ирода потекли обильные доходы.
За считанные годы Кесария стала крупным городом и административной столицей Иудеи. В городе жило 200 тысяч жителей. Здесь селились греки, сирийцы и евреи. Для сравнения: население Парижа в Средние века не превышало 20 тысяч человек.
Сейчас многие памятники Кесарии раскопаны и частично восстановлены. Кесария объявлена национальным парком, сюда привозят и туристов, и жителей Израиля. Здесь есть на что посмотреть!