Хочу также заметить, что при предъявлении жалоб в автопарк/депо пассажирами, чаще всего, виноватыми делают именно водителей. Разделим представленные аргументы на две части…
1. В чём водитель точно не виноват
Водитель не выбирает график движения. Он человек подневольный: у него есть расписание, а в случаях опоздания — указания по движению даёт диспетчер (за исключением случаев самоконтроля).
Не разрешает проехать бесплатно. На линии движения часто работает контроль. Разрешая вам не оплачивать проезд, водитель тем самым подставляет не только самого себя, но и вас — под угрозу быть оштрафованным. За нарушение подобного правила и к водителю будут применены определённые санкции.
Не продаёт проездные документы по ходу движения. В идеале, билеты должны продаваться водителем только на остановках.
У водителя нет сдачи — в продолжение темы продажи проездных документов. Главная задача водителя — рулить, а к выполнению остальных побочных функций можно отнестись с пониманием.
Не отвечает на вопросы пассажиров (куда и как добраться). Это не является его обязанностью. В день он перевозит сотни, тысячи пассажиров, и если каждый будет задавать вопросы, а он будет на них отвечать (причём на одни и те же), то потеряется в нём смысл как в водителе. Для этого существуют прохожие, продавцы, полицейские и прочие граждане, которые могут ответить на все ваши вопросы. Если у водителя плохое настроение, ему, действительно, лучше промолчать, ведь за грубое обращение с пассажирами точно накажут.
Не останавливается вне обозначенных мест остановок. Водитель маршрутного ТС (кроме так называемых маршруток) не имеет права останавливаться вне специально обозначенных мест остановок. За нарушение этого правила к нему могут быть применены различные санкции.
Просит покинуть салон ТС по прибытию на конечную остановку. Если пассажир хочет ехать и в обратную сторону, то он должен выйти из ТС, подойти к его первой остановке по маршруту и снова оплатить проезд.
Вызывает работников полиции при причинении вреда пассажирами маршрутному ТС. Если он этого не сделает, то, скорее всего, ремонт подвижного состава будет осуществляться за его счёт.
Ну и несколько слов конкретно для пассажиров Москвы: в том, что АСКП не работает, водитель не виноват, а вот за вход пассажира в салон через средние и заднюю дверь, действительно, водителя могут даже уволить.
2. В чём водитель может быть не виноват
Быстро уезжает с остановок. К примеру, вы бежите на остановку, а водитель прямо перед носом закрывает двери и уезжает. В таких случаях кто-то начинает кричать вслед оскорбления, а кто-то и вовсе — показывать всякие неприличные знаки. Во-первых, водитель мог просто не увидеть вас, смотрев в другую сторону в поисках приемлемого интервала между ТС попутного направления, чтобы отъехать от остановки и продолжить путь; во-вторых, он может опаздывать по расписанию и пытаться в спешке согнать время, не замечая ничего вокруг; в-третьих, вы не показали, что спешите именно к его ТС. Войдите в положение и постарайтесь понять.
Агрессивно ведёт ТС. Скорость движения ТС зависит от того, насколько водитель укладывается в график движения. Ещё надо помнить, что дорога полна неожиданностей и, например, если водитель резко тормозит, то это совсем не значит, что он «везёт дрова» — перед ним могли тоже резко затормозить. Обязанностью пассажиров является самим соблюдать безопасность и держаться за поручни во время движения. Не забываем, что обязанности есть не только у водителя, но и у пассажиров.
Не убирает грязь и мусор в салоне. Для мойки и уборки подвижных составов предназначены специальные люди, которые выполняют свои функции после того, как ТС вернётся в депо/парк. На линии у водителя просто физически не хватает рук, чтобы убраться в салоне. Дай Бог, на обеде успеть принять пищу и проверить техническое состояние ТС (время между кругами можно вообще не брать в счёт).
Во время дождя, снега и прочих погодных явлений не закрывает форточки и люки в салоне. Это уж дело самих пассажиров — поддержание для себя комфортных условий на подобном уровне.
Не знает маршрута движения. Это может возникнуть вследствие переключения ТС на неизвестный водителю маршрут, а вот прочий персонал депо/парка может и не приложить усилий для объяснения ему маршрута и порядка движения.
Управляет неисправным ТС. Часто и сам водитель может не знать об этом, ведь к выпуску ТС готовят сотрудники отдела технического контроля, которые должны проверять его техническое состояние. По сути, конечно, выявив неисправность уже на линии, водитель не должен осуществлять пассажирские перевозки.
Проезжает мимо остановки. Это случается из-за того, что водитель, опять же не укладываясь в график движения, при подъезде к остановке в зеркало заднего вида не наблюдает пассажиров, готовящихся к выходу. Готовиться к выходу надо заранее, а в некоторых случаях (например, при выходе на остановке «по требованию») и предупредить водителя о своём намерении покинуть ТС. Он не может читать ваши мысли!
Если человек забывает в маршрутном ТС свои вещи, то найти их представляется очень сложной задачей. В лучшем случае, для обращения в депо/парк нужно знать номер маршрута ТС, его бортовой номер или хотя бы время, в которое оно находилось на определённой остановке (название которой тоже нужно запомнить). Но если оставленная вами вещь представляет определённого рода ценность, то даже после обращения «куда надо» усилия могут оказаться бесполезными, ведь находку мог забрать кто-то из пассажиров.
Не забываем, что водитель — тоже человек, и это пассажирам надо больше ехать, чем водителю — везти их. «При выходе не забывайте свои вещи. И всего вам доброго!»