Правомерно ли перефразировать известную пословицу так: «Скажи мне, над чем ты плачешь, и я скажу, кто ты»?
Первое место в выдавливании слез, безусловно, принадлежит мелодрамам. Если вы запасаетесь платками перед очередным просмотром «Унесенных ветром», «Джейн Эйр» или «Титаника» — вы, скорее всего, женщина с тонкой душевной организацией и неоднозначным жизненным опытом, для которой любовь и семья — главная ценность и смысл существования.
В «Титанике» (реж. Джеймс Кэмерон) я обычно роняю слезу, когда музыканты исполняют «Все ближе мы к Господу» на палубе тонущего корабля среди обезумевших от страха людей. А затем благодарят друг друга за честь исполнить эту музыку в таком составе. Ну, и капитан в исполнении Бернарда Хилла, конечно, впечатляет, хотя я не понимаю, как он это делает.
Другой герой этого замечательного актера — король Теоден в кинотрилогии «Властелин колец» (реж. Питер Джексон) — тоже ничего особенного не говорит и не делает, но сила его страдания и бессилия такова, что не требует особых слов и поступков. Я плачу по моему отцу, когда Эовин в исполнении актрисы Миранды Отто спасает от унизительной смерти своего отца Теодена, сразив предводителя назгулов, которого не может убить ни один мужчина. Этот эпизод, достойный Шекспира, по моим наблюдениям, трогает женщин активных, чтобы не сказать агрессивных, реализующих себя в бизнесе, управлении, спорте.
Восприятие дуэли Гарри Поттера и Волан-де-Морта из фильма «Гарри Поттер и Кубок огня» (реж. Майкл Ньюэлл) при внешней банальности и скупости визуальных эффектов — «всего-навсего» борьба двух электрических разрядов — вполне может быть индикатором значимости детско-родительских отношений в любом возрасте, ведь героя спасает «самая древняя магия, перед которой бессильны злые чары, — родительская любовь».
Лучшие советские фильмы по объему пролитых зрительских слез не уступают оскароносным творениям Голливуда. Это в основном мелодрамы, среди которых вне конкуренции «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов), и фильмы про войну — неважно, гражданскую или Великую Отечественную — «Служили два товарища», «Судьба человека». Иногда — два в одном, как «Сорок первый» или «Офицеры». Против генетической память не попрешь. И вполне себе современный фильм «Мы из будущего» (реж. Андрей Малюков) «пробивает» подростков, когда командир отряда в исполнении Бориса Галкина спасает подозрительных ребят ценой собственной жизни, бросая напоследок: «А кто победит-то?» — будто речь о футбольном матче, идущем в записи.
Тоска по высокому и жажда подвига заставляет плакать и зрителей «Александра Невского» (реж. Сергей Эйзенштейн) (не путать с одноименным российским фильмом!) Для меня невыносим сюжет с воином-оружейником в исполнении Дмитрия Орлова: «Коротка кольчужка!» Кто видел, тот меня поймет. Остальным — хорошего просмотра.
И ком в горле — в конце новеллы «Колокол» фильма «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский). В том месте, когда сирота Бориска (Николай Бурляев), взявшийся отлить самый большой колокол, чтобы не пропасть в вымершей деревне («Я один секрет колокольной меди знаю!»), таки сделал это вопреки здравому смыслу и недоверию сотен более опытных мастеров, работавших под его началом! А потом обессиленно рыдал на груди Андрея Рублева (Анатолий Солоницын): «Отец, змей старый, так и не передал секрета…» И я плачу вместе с ним, потому как очень часто по необходимости или по нахальству приходилось брать ношу не по силам…
Неиссякаемый источник слез — фильмы о животных. Над «Белым Бимом черное ухо», «Мустангом-иноходцем» и «Хатико» плачут даже те, кому вроде бы не положено. То ли над трагической судьбой животных, то ли над своими потерями и разочарованиями, ведь нас трогает только то, что резонирует с нашими переживаниями.
Настоящие фильмы не только позволяют понять истоки возможных психологических затруднений, но и помогают найти выход, исцеляют, дают силы жить и любить.
А над какими фильмами плачете вы?..