В Италии дома строят скорее с учетом необходимости охлаждения (террасы, не дающие солнечным лучам светить прямо в огромные окна, широкие коридоры, каменный пол). Один итальянский знакомый мне жаловался, что зимой на отопление он тратит меньше, чем летом на кондиционирование воздуха. Излишне говорить, что и зимой, и летом у него работают кондиционеры. Летом — для охлаждения, зимой — для согревания. Впрочем, этот знакомый был достаточно богат, чтобы без проблем вкладывать деньги и в отопление кондоминиума. Только в кондоминиуме он отстаивал отопление по минимуму, а недостающее добирал своими собственными средствами, расходуя для тепла электричество. И вообще — зимой дома можно одеваться теплее.
У нас дома строят с учетом необходимости обогрева (печь или радиаторы отопления, небольшие окна, которые можно загородить плотными шторами). Стараются окна делать не слишком большими и с двойными, а то и тройными стеклами. И чтобы никаких щелей между окном и рамой, между косяком и дверью. В Италии рамы в окнах, как правило, тоже с двойными стеклами, но и у нас в гостинице, и в доме моего знакомого на такую мелочь, как щели между окном и рамой, не обращали никакого внимания. Летом при жаре на такое и вовсе не обращаешь внимания: чем больше сквозняков по жаре, тем лучше. Полы у нас принято делать деревянные, теплые, а в Италии полы делают из полированного камня, чтобы было попрохладнее. (Про полы в гостинице я не говорю — там пол был покрыт ковролином, на это грех жаловаться.)
Во время первой моей зимы в Италии я удивлялся — почему же так холодно, хотя на градуснике аж +10 градусов?
Отчасти причина была в психологическом настрое: мол, раз зима, так и холодно должно быть.
Отчасти дело было в том, что в гостинице через щели в окнах безжалостно сифонили сквозняки, а обогрев был только от электрообогревателя в ванной. Посему в номере гостиницы было элементарно холодно.
Отчасти дело было в том, что если мы у себя дома обедаем, чтобы согреться, горячими, огненными щами или борщом, потом — горячее второе, а запиваем кружкой горячего чая, то итальянский обед должен напитать, но не нарушить слишком сильно тепловой баланс. В Италии же едят «пасту» и на первое, и на второе. Возможно, что в меню на первое будет и местный суп, но считать эту протертую, сильно разведенную «почти кашу» за суп было сверх моих сил. А на третье полагалось холодное питье. (Была возможность взять бутылочку 0.5 литра Фанты или просто воды, или вместо безалкогольной шипучки взять маленькую бутылку пива, или совсем маленькую бутылочку вина, но нас сразу предупредили, что начальство косо смотрит на такое, а поскольку они ели рядом с нами, то злить руководство из-за такой ерунды было последним, чего я хотел).
Так что, если ты проголодался и замерз, можно быть уверенным, что итальянский обед тебя насытит, но не слишком согреет. При этом должен признаться в горячей любви к итальянской «пасте». С моей, необразованной по этой части точки зрения, «паста» — это макароны с… Соусом, что ли? Хотя соусы или приправы к макаронам совершенно различны по вкусу, и каждый из них великолепен и уникален. «Паста» отлично насыщает, но если необходимо согреться после работы или прогулки на холоде, то совершенно необходим борщ или щи — горячие, только что с плиты.
Вот так, одно на одно… Если у нас, в России, вернувшись с мороза в теплый дом и навернув потом горячих щей, человек и изнутри, и снаружи отогревается, то в Италии такой же человек, придя домой, встречает прохладу и обед, который не согреет изнутри. Прохлада на прохладу — выходит как-то зябко. Хотя на улице и +10 градусов.