Согласно закону РФ «Об охране окружающей среды», мониторинг окружающей среды подразумевает работу государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, а также государственный, производственный и общественный контроль.
Историческая справка
В Российской Федерации (как республике бывшего СССР) наблюдения за состоянием окружающей среды начали проводиться в 30-е годы прошлого столетия и были направлены на контроль состояния поверхностных вод, что было обусловлено актуальностью проблемы водопотребления.
В 50-е годы на базе разветвленной сети Гидрометслужбы СССР были организованы наблюдения за радиоактивным загрязнением природной среды в связи с испытанием ядерного оружия в воздухе, на земле и под землей. Контроль загрязнения атмосферы был начат в отдельных пунктах с 1963 года.
Первый этап организации наблюдений за загрязнением всех природных сред был осуществлен в 1972 году. Тогда специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР была создана
Вполне очевидно, что распределение функций организации и проведения мониторинга по различным организациям, которые никак не были связаны между собой, привело к дублированию работы. Это намного снижало эффективность всей системы государственного мониторинга, делало практически недоступной информацию как для государственных организаций, так и для простых граждан. В связи с этими обстоятельствами в 1993 году Постановлением правительства РФ ОГСНК была сформирована
Основная цель новой системы заключалась в выполнении государственной задачи обеспечения безопасности и качества окружающей среды, разработке стратегии и тактики организации природоохранной службы, гарантирующей получение объективной информации о состоянии окружающей среды.
Программой предусматривалось в сжатые сроки разработать проект федерально-региональной программы создания и функционирования ЕГСЭМ, создать типовые проекты служб и систем экологического мониторинга, разработать методы выявления источников экологической опасности, критерии и методы оценки состояния и динамики экосистем. Значительное место в программе отводилось методам и средствам оценки состояния и прогнозирования водных экосистем.
Однако концепция и системный проект ЕГСЭМ не был завершен и просуществовал только 2003 года. Постановлением правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 было принято решение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (или государственного экологического мониторинга).
Для чего служит экологический мониторинг РФ
Под государственным экологическим мониторингом окружающей среды (ГЭМОС) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза ее изменений под воздействием природных и антропогенных факторов.
Экологический мониторинг включает наблюдения за атмосферным воздухом, землями, лесами, водными объектами, животным миром, уникальной экологической системой озера Байкал, континентальным шельфом РФ, состоянием недр, исключительной экономической зоной страны, внутренними морскими водами и территориальным морем РФ.
Цели ГЭМОС РФ включают:
— наблюдение за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия;
— оценку и прогноз изменений состояния природной среды под воздействием как природных, так и антропогенных факторов;
— обеспечение нужд государства, юридических и физических лиц достоверной информацией о состоянии природной среды, необходимой для предотвращения или уменьшения неблагоприятных последствий негативных изменений.
Не останавливаясь подробно на задачах государственного экологического мониторинга, могу отметить, что он строится на наблюдениях, регламентированных самым строгим образом. В области охраны окружающей среды в нашей стране действуют принятые в бывшем СССР Государственные стандарты
В настоящее время экологический мониторинг осуществляется целым рядом министерств и ведомств: Министерством природных ресурсов, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственной санитарно-эпидемиологической службой, Федеральной службой земельного кадастра, Министерством сельского хозяйства и продовольствия России, отраслевыми научно-исследовательскими институтами.
В системе экологического мониторинга работают профессионалы высокой квалификации. К сожалению, проведение экологического мониторинга по-прежнему поручено различным государственным службам. Это приводит к неопределенности в распределении обязанностей и к ограниченной доступности информации об источниках воздействия и о состоянии природных ресурсов и окружающей среды. Ситуация еще более усугубляется постоянными перестройками министерств и ведомств.
Что делать в этой ситуации? Вероятно, ждать и надеяться, когда в системе управления будет наведен порядок.