Известный русский философ
Во что сегодня мы «вляпались», пока еще не понятно, это последующие философы отмечать будут и назовут очередное пришествие «рынком», но это будет потом — сейчас этого пока никто не знает. Вышеозначенный философ отмечал, что татары нас жгли периодически лет через тридцать, а кто сегодня это делает — непонятно, но горят леса по всей Сибири и Дальнему Востоку.
Исчезают леса, которые уже никогда больше не восстановятся, потому что вырастить лес в условиях рынка невозможно. Чиновники, которые, выступая по телевизору, утверждают, что ведутся восстановительные работы и сажают лесов больше, чем вырубают, говорят неправду. Они говорят о лесоразведении, в то время когда никто никогда не узнает — выросли лесопосадки или сгорели в очередном пожаре.
Чтобы дереву дорасти до нормального «взрослого» состояния, нужно двести лет, а люди столько не живут. В зависимости от своего состава лес может восстановить первичные характеристики через одно-два поколения деревьев, что может составить до пятисот лет. За это время во всех лесах преобладающим сортаментом всех лесных древесных культур будет единый лес с названием «горельник».
Ко времени появления русских на территории Сибири, после почти двухсотлетнего существования созданного Чингисханом Монгольского ханства, образовалось Сибирское ханство со столицей Кашлык (Искер или Сибирь), обложившее данью племена остяков, вогулов, чукчей, ненцев, юкагиров, нанайцев, эвенов и др. Все эти племена кормились лесным промыслом и поэтому все лесные ресурсы Сибири сохранялись достаточно длительный период.
Гореть они стали после того, как поход Ермака присоединил Сибирское ханство к территории России. Мы не знаем, жгли огнем казаки «дикого тунгуса» или нет, но участки для посевных земель часто выжигались, и можно предположить, что сегодняшние пожары — это «кармические» или «циклические» последствия казачьих палов, когда пришло время для очередного «освоения» Сибири.
Из-за малочисленности жителей «дремучего края» этой территорией долго никто не интересовался, и лес восстановился, но далеко не полностью. Реликтовый же лес оставался только в труднодоступных местах или там, где его охраняло само население. Например, Цасучейский бор в Забайкальском крае представляет собой уникальный островной лес, состоящий из сосен, расположенный посреди забайкальских степей.
Сосновый лес занимает широкую древнюю надпойменную террасу реки Онон и проходит широкой лентой вдоль ее правого берега. Каким образом среди даурских степей сохранился реликтовый лес в Цасучейском бору, никто не знает, но говорят, что где-то здесь находится родина Чингисхана. И, может быть, имя «Потрясателя Вселенной» служило охранной грамотой для лесного массива.
Люди на протяжении многих и многих лет сохраняли этот Бор, а в этом, 2012 году он сгорел в связи с какими-то сложившимися природными обстоятельствами. В огне погибло до шести тысяч живших там косуль, не считая остальной живности! Сотни миллионов рублей, которые государство тратило на сохранение этого заповедного леса, потрачены впустую.
По существующему законодательству в заповедниках можно рубить только горелый лес, — вот он и горит в Забайкалье, Приморье и по всему Дальнему Востоку, чудесным образом сочетая коммерческий интерес с имеющимся законодательством. На «дурака», который бросил окурок или оставил не потушенный костер, в данном случае, наверное, приходится минимальная часть в процентном отношении.
Поэтому в регионе меняется геополитическая ситуация, как, наверное, и должно быть при смене цивилизаций, которых за четыре тысячелетия сменилось несколько. Это Афанасьевская, Окуневская, Андроновская, Глазковская культуры, которых сменяли более поздние племена карасукцев, курыканов, кыргызов. Наша культура также будет названа потомками по имени какого-нибудь лидера, например, «Брежневская».
Так Сибирь из разряда лесостепной зоны может перейти в устойчивую степную зону, которая в дальнейшем может трансформироваться в пустынную. Как это произошло в Сахаре, в которой, по словам Л. Гумилева, две тысячи лет назад текли реки, бродили слоны и паслись лошади. А после антропогенных воздействий римских и арабских завоевателей всю эту богатую фауну заменил один верблюд.
Все народы Земли живут в ландшафтах за счет природы, и людям приходится кормиться тем, что может дать природа на той территории, которую они контролируют. Но в мире ничего не бывает неизменным, так и ландшафты имеют свою динамику развития, то есть свою историю. И когда ландшафт изменяется до неузнаваемости, люди должны либо приспособиться к новым условиям, либо вымереть, либо уехать в другую страну. Если еще будет куда ехать…