Она, естественно, кончик языка прикусив, вывела старательно, что «…а как же!». Мол, литература — это такое-растакое… Чувства добрые лирой пробуждает. И вообще, как без неё узнаешь, что всё — преходящее?! И только разные общечеловеческие ценности, такие как литература, музыка… Ну, Интернет само собой! Вот это — вечно!
Ну, вы ж понимаете — чего только и каких только глупостей ради зачета не напишешь! Но вопрос вообще-то интересный. И как-то зацепил он меня. А и правда — нужно ли? Сел я и подумал, не сильно обремененный зачетной составляющей.
И вот что из этого вышло.
Литература в современной школе — это, как когда-то говорила моя бабуля, марна трата бюджетных грошей. Если переводить с южно-русского на его северный вариант — совершенно бесполезно выкинутые на ветер государственные деньги.
Зачем надо впихивать в конкретный «хомо россиюс» какую-то толику культуры? Чтобы через год после окончания школы эта культура была полностью нивелирована современным телевидением, которое отступает от древнеримского постулата «хлеба и зрелищ» только тем, что съедобного не предлагает, считая достаточным его замещение кровью различных детективных сериалов и информационных программ типа «Чрезвычайного происшествия» или «Дежурной части»?
Да и зачем современному подданному Российской Федерации культура в лице литературы? Правильно, незачем! Культурные, они ведь того… Думают! И не только когда приходят на избирательный участок. А зачем? Зачем думать? Когда и так ясно, за кого надо голосовать. Кто говорит умные и правильные вещи. А кто брешет, как сивый мерин, в угоду американским демократам и их европейским лизоблюдам.
Так что преподавание литературы в школе не только ненужно, но и вредно.
Вредно конкретному ученику. Нечего забивать голову бесполезными и невостребованными в повседневной жизни вещами. А то ещё возьмет, да и думать начнет! По поводу и без. А это уже вредно не только самому этому оболтусу, но и обществу как таковому. А иногда, как показывает российская история, и опасно. Начнет думать и выдумает «бонбу». Которой в Президента-батюшку. Тьфу-тьфу! Многие лета ему, его родным, близким и всем министрам. В том числе и министру образования. А то допреподается литературы на свою голову.
Лучше мы те деньги, что на литературу, потратим на что другое. Более пользительное обществу в целом и его отдельным составным Винтикам и Шпунтикам, в частности. Например, на восстановление конституционного порядка в какой-нибудь Абхазии. Или Мордовии. А то церквушку какую построим. Опиум для народа куда пользительней, чем эта литература… Верить — это ведь совсем не то, что думать. Думать-то зачем, если верить надо?
Так что Закон Божий в школе куда важнее и нужнее какой-то там литературы. Особенно когда она что-то там ниспровергает. А она ведь это любит. Хоть учи этих писателей жизни на колымских или воркутинских курортах. А они всё одно. Наступают и наступают на всё те же грабли.
Вот в XVII веке, помнится, — с чего начиналась российская литература Тредиаковского, Державина, Ломоносова? С од во славу. А нынче? Где те оды?! Например, Ода на посещение Премьер-министром Колымы. Или Президентом Курил. Почему бы не написать смачно, как он не менее воодушевленно плюнул с крутого островного бережка в южную сторону. И не потому что там какие-то страны. Со странными и непонятными нам всем позициями. Просто ветер туда дул. Но нет пока. Ни Камчатской, ни Курильской, ни какой другой оды.
Так что и преподавать — нечего пока. Нечего, нечего преподавать эту литературу!
Этим июнем выдавали дипломы в нашем универе. Молодым специалистам. По дочиной специальности полтора десятка человек таковыми стали и заветный документ установленного государством образца прямо в руки от декана получили. И… Ни один! Ни один из них в школу работать так и не устроился. Нет мест.
Это тоже ответ на тот вопрос, что дочке задавали. Только с другого ракурса. Кому он, литератор этот, нужен? И литература его с ним вместе…