СМИ: истина где-то рядом?

Реклама
Дебютант

Все мы постоянно получаем информацию об окружающей нас действительности. Получаем разными способами: зрение, обоняние, осязание… Это естественно. Но также нам приходится обрабатывать и пропускать через себя огромное количество информации, полученной из СМИ, основными из которых являются телевидение, радио, печатные издания и, конечно, Интернет.

Но стоит ли всерьез воспринимать информацию, полученную из этих источников? Как отделить зерна от плевел?

Давайте начнем с того, что информация, полученная из СМИ касательно одного и того же факта, может быть весьма противоречивой, это в лучшем случае, а то и попросту искаженной. Не будем касаться принадлежности того или иного канала телевидения, например, определенному политику или партии, лоббирующим свои интересы — тут и так все понятно.

Искаженность информации — логичное следствие того, что она является субъективной, выражающей личное отношение автора к вопросу, а потому не всегда достоверной. Подобное положение дел прослеживается практически в любом источнике информации и ведет к тому, что потребителю, сознательно или нет, навязывается определенный взгляд на проблему. Это, в свою очередь, ведет к формированию неправильной ориентации в окружающем мире и неверному своему положению в нем, что особенно пагубно сказывается на неустойчивой психике подростков, а в худшем случае ведет к формированию стереотипного, зависимого мышления.

Реклама

Самым ярким примером такого явления служит закончившаяся в конце 80-х холодная война между Советским Союзом и США: даже после распада Союза в американских фильмах русские пьют водку на брудершафт с медведями и распевают «Калинку-малинку», а у большинства наших сограждан до снятия «железного занавеса» типичный американец ассоциировался с лошадью и кольтом.

Это если глобально. А если посмотреть на это применительно к повседневной жизни, то с подобной недостоверной информацией мы сталкиваемся постоянно: медицинские сайты с проавансированными производителями советами лекарственных препаратов; газетные статьи, пестрящие заголовками с заранее подложной информацией, призванные лишь привлечь внимание и увеличить тираж; скандальные разоблачения в прямом эфире с заранее заготовленным материалом, призванные «обличить» ненужного человека; всевозможные психологические статьи и сайты в Интернете, в которых просветленные гуру учат своих неразумных собратьев, не имея даже психологического образования и пр., и пр. …

Реклама

Знаю одного такого психолога, кстати: человек проводит тренинги с условным названием «Как стать счастливым в любви», сам будучи не в первый раз разведенным и в данный момент не имеющим даже подруги. Вот и эта статья, которую вы сейчас читаете, написана человеком, никогда даже не работавшим в СМИ и так уверенно рассуждающим по этому поводу! А некоторые читают и верят ведь каждому слову! Даже научно-познавательная литература, имеющаяся на просторах Интернета, порой искажает факты совсем уж бесстыдным образом: я лично неоднократно сталкивался с тем, что неверно указаны даты рождения/смерти определенных людей, причем не какого-нибудь дремучего века до нашей эры, а наших современников.

Реклама

Плюс к тому давайте не забывать, что все СМИ служат не только источником информации, но еще и PR-полигоном, где под соусом научной, просветительской и прочей пропаганды подается реклама. Факты, которые используются при этом в доказательство верности утверждений, могут быть заранее подложными либо непроверенными, ведь истинная цель здесь — продать рекламируемый товар.

СМИ — неисчерпаемый источник развлечений. Потребление развлечений без разбора и в неограниченном количестве может привести к подмене истинных ценностей, вплоть до обесценивания самой человеческой жизни, замене ценностей конкретного человека общепринятыми типовыми моделями, формированию все того же стереотипного мышления… А может и не привести. В конечном итоге все зависит от того, что потреблять и как.

Реклама

Так что же, единственный вариант закрыться в своей «скорлупе» — никого не вижу, никого не слышу? Конечно, нет. Мы нуждаемся в получении новой информации, и потребность эта, как и любая, свойственная человеку от природы, должна быть удовлетворена! Просто давайте соблюдать при выборе получаемой информации несколько простых правил:

Всерьез относиться только к объективной информации — не верить каждому, кто пытается поведать нам что-то, а перепроверять информацию в нескольких разных источниках, систематизировать ее и выделять действительно факты, а не мнения, за них выдающиеся. А если уж и прислушиваться к чьему-либо мнению, то после того, как выслушаешь другие, отличные точки зрения.

Реклама

Не слушать подряд всех и каждого, кто говорит что-то похожее на правду — узнавать о своих авторах больше: кто он, его достижения, степень компетентности в этом вопросе и т. д., и только на основании полученной информации принимать решение, стоит ли дальше доверять ему.

Не потреблять ни под каким видом все, что содержит хотя бы скрытую рекламу — в большинстве случаев факты искажаются в угоду рекламируемому продукту.

Быть сдержанным в потреблении развлечений, ибо они уводят нас от реального мира в мир иллюзорный, порождая в нас ненужные и несвойственные каждому конкретному человеку ценности и стремления — общие для всех, стандартные, заставляя тем самым забывать именно свою — истинную, уникальную природу души.

Объективной и полезной информации вам!

Реклама