Некие колонны, пилястры, безносые/безрукие/безголовые скульптуры внезапно выныривают в самых неожиданных местах, распространяя вокруг образы Спартака, Юпитера, Цезаря и немножко богини Юноны… То, что в любом другом городе было бы центральным зрелищем с протоптанной к нему народной тропой, здесь заштатно пылится, скудно освещенное случайным фонарем и небрежно огороженное заборчиком… Узкие мощеные улочки могли бы легко перенести тебя во времена инквизиции, если бы не приходилось так часто вжиматься в стены…
В Риме на машинах не ездят. В Риме на машинах летают. Если речь идет о трассе, то таксисты, расслабленно напевая себе под нос и тыкая руками в разные Ватиканы/Колизеи, незаметно развивают скорость 170 км/ч, делая своих пассажиров седыми и пахучими. На тесных переулках города, где пара человек, идущих навстречу, обязательно соприкоснется руками, резвые старушки в шлемах на мопеде проносятся со скоростью ушастой ящерицы, ловко маневрируя между ошалелыми туристами.
В Риме в машины не садятся. В Риме машины натягивают на себя, как водолазный костюм. Большая часть транспорта — это смарты, миникуперы и их двухколесные братья. Они все — мелки и безумны. Это я вам как доктор говорю. Даже рейсовые автобусы и те больше напоминают не транспорт, а карликовых прозрачных бегемотиков, слегка перекусивших гражданами города и теперь стремительно драпающих к водопою.
Ленная гулкость, провинциальная узость и деревенское спокойствие булыжных улочек внезапно, но постоянно и беспардонно нарушаются жужжащими Карлсонами на различных нано-автомобилях. Это создает удивительный контраст умиротворенности и безумия и зарождает в душе стойкую готовность к приключениям.
Если в Париже по вечерам, куда бы ни пошел, везде мелькает луч Эйфелевой башни, то в Риме, где бы ты ни был, каждые пять минут раздается вой сирен. Когда этих безумных пиликалок не слышно дольше двадцати минут, начинаешь переживать, что случилось. С воем ездят все, кто может: карабинеры, финансовая полиция, скорая, пожарные. Такое ощущение, что считается очень плохим тоном, если у тебя есть мигалка с сиреной, а ты едешь в тишине… И вообще, ни в одной стране, где мы были, включая Россию, не встречалось такого количества блюстителей порядка. Правда, все они на удивление дружелюбны и все (сколько мы пробовали) вполне сносно говорят по-английски.
Когда ваш покорный слуга поднимался на смотровые Киева и любовался на подмигивающие на солнце золотые луковки куполов, ему казалось, что больше церквей, чем в столице Украины, просто не бывает. Он ошибался.
В Риме храмы — за любым углом. Причем в буквальном смысле. Чуть не каждый квартал города имеет собственный сундучок с религией. При этом по внешней физиономии католической церкви абсолютно невозможно предугадать, насколько потрясающей она окажется внутри… Тем более что на наш православный взгляд, большинство римских церквей в лицо одинаковы, как китайцы… Но зато анатомия практически в каждой — разнообразна и невообразимо роскошна.
Еще одно удивление от Рима: если другие европейские города живут в режиме энерго-экономии — в час ночи отключают всю подсветку
Объективности ради надо признать, что есть в Риме парочка недочетов. Первый — это отсутствие деревьев и прочей зелени на улицах. Конечно, черноволосые любители макарон как могут компенсируют этот пробел газонами, выращенными на крышах и балконах, а также флорой в кадках, засунутой в патио. Но и то и другое взорам гуляющих туристов недоступно — подъезды все на кодовых замках, дворики — за воротами, поэтому немножко грустно. Ну и вторая беда — как следствие первого — висящий над городом смог.
Резюме: ехать несомненно и однозначно, отодвинув планы по посещению всех остальных городов в сторону. Ибо Рим — это настроение, эмоции и красота…