Дневник является школьным документом учащегося, и ведение его обязательно. Так, по крайней мере, было, когда я училась. А как дело обстоит сейчас? Для того чтобы ответить на вопрос: «Во что превратился школьный дневник», — сначала необходимо вспомнить, а каким он был раньше.
На первой странице помещались «Указания по ведению дневника» или «Правила для учащихся школ РСФСР». Далее следовали страницы:
— Предметы и ФИО преподавателей
— Расписание уроков
— Расписание факультативных занятий
— Расписание внеклассных и внешкольных занятий
После этого шли всем знакомые страницы, разделенные на дни недели, где записывалось расписание и домашние задания и выставлялись текущие оценки. Оказывается, многие до сих пор представляют себе схему недели в том виде, в каком дни ее были расположены в школьном дневнике. То есть, понедельник, вторник, среда — одним столбцом, четверг, пятница, суббота — другим, воскресенье — в уме.
В конце дневника шли страницы:
— Каникулы
— Заметки классного руководителя
— Трудовая практика и общественно полезный труд
— Сведения об успеваемости, поведении и прилежании ученика.
Все. Четко, строго, лаконично — документ есть документ.
Что же мы видим в современном дневнике?
Первая страница — это титульный лист (указывается фамилия и имя учащегося, класс, № школы и учебный год).
Далее — «Личные данные ученика», где требуется заполнить различные данные ученика (начиная с ФИО и заканчивая группой крови).
Следующая — администрация школы (адрес школы, телефоны, ФИО директора, завучей, их телефоны
Затем могут идти такие страницы (все зависит от фантазии издателя):
— Государственные праздники
— Права учащихся
— Мой класс (ФИО одноклассников, их адреса и телефоны)
— Заметки классного руководителя
— Замечания педагогов
— Полезные Интернет-ресурсы
— Благодарности учителей
— Список литературы для чтения
Плюс такие же страницы, как и в «старой версии».
В конце современных дневников в дополнение к традиционным страницам идут шпаргалки по различным предметам, таблицы, схемы (от 4 до 10 страниц).
Изменился и внешний вид. Если раньше обложка — это лист картона, сероватого,
или грязно-желтого, или бледно-фиолетового цветов, то теперь … толстые глянцевые корочки, на которых изображены и машины, и звери, и актеры, и музыканты, и герои мультфильмов, и вообще непонятные существа.
А еще бывают дневники не только с яркой картинкой, но и надписью. Например, изображены то ли мутанты-убийцы, то ли какие-то инопланетные головорезы с базуками и при гранатах. И обращение (видимо, к учителю): «Не ставь пару, а то убьёт!» Или на красном фоне — серп и молот, ниже надпись: «Коси и забивай!»
Или — искаженные на компьютере собачки и кошечки. А рядом с этими смешными зверюшками написано: «Отдамся в хорошие руки». Или еще — нарисованы капуста и помидоры, и красуется фраза: «За базар отвечаю». Каково?
Я понимаю: сегодняшним школьникам уже трудно представить дневники без ярких картинок. Но если мы исходим из того, что дневник — это документ, то вид и содержание у него должны быть соответствующими. Присмотритесь к современному дневнику: он по своей сути больше напоминает записную книжку или ежедневник. Ученики пишут в нем цветными ручками или фломастерами, украшают наклейками или рисунками. Да и отношение к нему уже не такое.
Школьный дневник. Был документ, а превратился в записную книжку.
О времена! О нравы!