Шум стал проклятием современной цивилизации.
Но так как за возникновение шума никто не несет прямой ответственности, потому что шум является следствием почти всякой человеческой деятельности, а также потому, что глухота не вызывает особой жалости у людей, то проблема контроля за шумом и его ограничения игнорируется.
Лишь за последние несколько лет по мере роста количества автомобильного транспорта и появления реактивных самолетов внимание общественности было привлечено к проблеме шума. Во всем мире слышатся требования поставить барьер наступления на наши уши. В Риме и Париже были запрещены автомобильные гудки. На Бермудских островах, мир которых был потревожен сердитым жужжанием мопедов, был введен запрет на этот, самый пролетарский, вид транспорта. Американские промышленники согласились ограничить шум производимых ими машин. Власти Нью-Йорка первыми в мире ввели строгие ограничения на невыносимый шум огромных реактивных самолетов, стартовавших из международного аэропорта.
Тысячи людей стали отчасти глухими из-за шума, производимого станками или другими механизмами, на которых они работали. Классическим примером производственной глухоты являются работники, занятые отделкой котлов. Страдают также водители грузовиков, автобусов, сталелитейщики, работники лесопильных предприятий и многие другие. Часто все последствия становятся очевидными, только когда человек уходит на пенсию. Пока человек трудится, а его товарищи выполняют ту же работу, все в коллективе привыкают кричать друг на друга. Там же, где человек живет, достигнув пенсионного возраста, его привычка кричать, включать радио и телевизоры слишком громко, становится признаком антиобщественного поведения, и глухому человеку все труднее приспосабливаться к новому окружению.
Проблема производственного шума состоит также в том, что слишком мало людей придают ей серьезное значение. Угроза не признается даже людьми, которые страдают от шума. Грохот является нежелательным и бесполезным побочным продуктом производства, но устранять его трудно и дорого. Возьмем в качестве примера реактивные самолеты, прибывающие в лондонский аэропорт. Шум, который они производят, достаточно неприятен для тех, кто работает в аэропорту, но еще более для тех, кто живет поблизости от него.
Источник беспокойства может быть устранен, если аэропорт передвинуть в какую-нибудь отдаленную часть страны, но это создаст неудобства для пассажиров, и такое перемещение будет дорого стоить. Шум можно уменьшить путем установки более эффективных «глушителей» или создания новой конструкции мотора, но за это тоже надо платить.
В настоящее время важной задачей является подготовка людей, которые понимают, каким образом можно избежать шума или его уменьшить. У инженеров нет представления о том, как создать механизм, который бы не издавал много шума. Не хватает даже ученых со знанием данной проблемы.
Первым шагом в направлении создания тихого мира должно стать образование. Например, в университетах Англии нет ни одного факультета акустики или контроля за шумом: это позорный показатель для одной из самых шумных стран мира.