Жеринская церковь. Есть ли надежда на возрождение?

Реклама
Грандмастер

Никак не входила эта церквушка в мои планы. И не должен был я на неё наскочить. Мне ведь после Ливен надо было уйти на Волово и дальше — на Кшенский. Вот только для этого сразу же за мостом через Кшень — направо сворачивать. А кто знал, что Сергиевское, которое мне в качестве ориентира в Ливнах дали — где-то там, в стороне от трассы, за заправкой, что перед мостом?

Нет, местные, наверное, в курсах. А я? Да откуда! Вот и ломанул — прямо. И пока понял, что не то что-то, два десятка километров отмахать успел. Пришлось разворачиваться и обратно пилить. Ну, а раз уж полчаса, как минимум, потерял, почему бы не остановиться на небольшой перекур? Прямо вот у этой красоты, что в селе Жерино, Ливенского района, Орловской области. Почти у самой дороги.

Ну, а пока я курил, приятель — делать-то ему нечего, некурящий он — взял и отфотографировал эту придорожную церковь. Вернее, всё то, что от неё на момент нашего перекура ещё оставалось.

Доминирующий в композиции двухъярусный массивный четверик храмовой части когда-то был украшен ложной рельефной колоннадой, полукруглые выступающие вертикали которой сохранились и до сих пор. Длинный, в пять окон, притвор, примыкающий к нему с запада, и алтарная часть церкви равновелики по своей высоте, но почти в два раза ниже архитектурной доминанты здания. При этом притвор — немного шире храмовой части, а алтарь, наоборот — уже. Может, за счет этого возникает такое ощущение, что церковь — это какой-то сказочный сухопутный корабль, устремленный своим носом на восток, а его капитанским мостиком является водруженный на четверике массивный круглый барабан — основание для единственной главы, возносившей когда-то над селом далеко видимый за его пределами крест.

Реклама

А глава, при таком «корабельном» раскладе, и должна быть единственной. Ведь капитан на судне — один. Но любая его команда для команды-прихода — обязательна к исполнению.

Не менее внушителен храм и внутри. Мощная двухрядная колоннада делит помещение притвора на три нефа, равных между собою как по ширине, так и высоте. Что, вообще-то, является, пусть и небольшим, но отступлением от устоявшихся традиций. В соответствии с архитектурной классикой, центральный неф должен быть выше и шире боковых.

Вот такая оригинальная и величественная красота среди бескрайних полей где-то на самых окраинах Орловской области. Невозможно, наверное, не запомнить такую. Вот я и запомнил. И заинтересовался. Ну, а как дорога подошла к своему логическому завершению, стал интересоваться — что же это за церковь такая? Кто её построил? Когда?

Реклама

Но… Увы! Единственное, что смог найти за те месяцы, что прошли с момента нежданной встречи, — это пара строчек в книге В. М. Неделина и В. М. Ромашова «Архитектурные древности Орловщины» местного, областного издательства «Вешние воды» (1998 г.):

«Жерино, село (Дмитриевское) — церковь Смоленской Божьей Матери, 1792 г., середина XIX в., 1930 г. передана под зерносклад».

Ну, то, что «передана под зерносклад» — это и на фотографии видно. «Дмитриевское» — тоже понятно. Прежнее название села. А вот две разные даты — 1792 г., середина XIX в. — что они означают? 1762 год — дата постройки храма? А середина XIX в. — время реконструкции и поновления уже обветшавшей за прошедшее столетие церкви? Кто знает? У меня пока нет ответов на эти вопросы. Но, надеюсь, что со временем они обязательно появятся.

Реклама

Вот только не опоздать бы. Чувствую, что может так получиться, что все эти вопросы потеряют какой-либо практический смысл и перейдут в разряд чистой теории. Потому что та пара строчек, о которой говорил выше, не единственное, что я нашел о жеринской церкви.

12 октября прошлого года ливенская газета «Уездный город» опубликовала небольшую статью (автор Людмила Владимирова). Вот что в ней, в частности, говорится:

«В Ливенском районе нашлось несколько памятников, которые при ближайшем рассмотрении оказались ничьими. Речь идет о старинных церквях, оставшихся без присмотра. В частности, об одной из старейших церквей района — храме Смоленской Божией Матери в селе Жерино. Теоретически все церкви должны быть переданы под юрисдикцию Орловско-Ливенской епархии Московского патриархата. А практически у нее нет сил и средств, чтобы восстановить все сразу. И памятник, в котором когда-то был склад, брошен без присмотра. Нынешним летом у жеринской церкви обрушилась стена. Видно, недолго осталось ей стоять неподалеку от дороги».

Реклама

Всё верно. Рухнула стена. И очень похоже на то, что если всё останется так, как оно есть, — недолго… Очень недолго стоять ещё церкви.

А автор так, достаточно мягко, в сторону областных церковных иерархов. Ну, нет у них ни сил, ни средств. На Соловецкий или Валаамский монастырь, так, пожалуйста, силы имеются. На жеринскую же сельскую церквушку, несмотря на то, что масштаб здесь совершенно иной, значительно меньший, нет их!

Может, потому и нет, что масштаб не тот? На тех же Соловках или Валааме и серьезные доходные поступления от туризма, и щедрые пожертвования богатеньких акционеров. А в Жерино… Туристы, ау, вы где? Акционеры… Ау! Не видно, не слышно ни тех, ни других. Поэтому, скорее всего, и сил нет. Как это ни горько, но в наши дни церковь — это в первую очередь бизнес, а вера — уж как получится. Когда в десятую, а когда и в двунадесятую очередь.

Реклама

И как тогда с когда-то действовавшим на территории Российской империи правилом — «всякая жертва, принесенная в дар Церкви, составляет ее собственность»? Благополучно забыли о нём? Нет, не действует это правило нынче? А я-то полагал, что церковные правила, как и сама вера, вечны. Наивный…

Получается, так и останется жеринская церковь бесхозной? Никому не нужной. Ни церкви, ни государству, ни людям, что живут рядом с нею. Нам с вами то есть. И остается только ждать, когда придет время и вслед за первой стеной рухнет вторая?

Вполне возможно. Потому что для того, чтобы получил право на жизнь иной сценарий, а у церкви появилась надежда на возрождение, надо, чтобы в первую очередь поменялись мы сами. А то едешь по Жерину… Всего несколько минут! Но и их достаточно, чтобы увидеть, как стоящий прямо у обочины жеринский магазин хвастается новёхоньким сайдингом. А через сотню-другую метров — церковь. У которой хозяина нет. И стена рухнула…

Реклама

Реклама