Раскидываются объявления на форумы и чаты, рассылается клич по всем контактам в «аське». Хорошо, если нужный человек найдется вовремя. Разумеется, времени на анализы не будет. Больному перельют кровь сразу же — ведь дорога каждая секунда. И что дальше?
Вы скажете, что обычно в медучреждениях есть консервированная донорская кровь, которая уж точно полностью проверена на наличие возбудителей всех заболеваний. Что ж, может, оно и так. Но расскажу одну историю.
Когда-то у нас в городе постоянно крутили ролики по радио и телевидению, в газетах публиковали статьи с просьбами о помощи. Маленькой девочке требовалась сложная операция, на которую у родителей не было денег. Везде указывали расчетный счет родителей, просили помочь, кто чем может.
Общественная организация, в которой я состояла, решила принять в этом участие. Собирались убить двух зайцев сразу. Члены организации должны были сдавать кровь и полученную за это небольшую денежку отдавать в общую кучу. Все вырученные средства отправлялись на счет родителей больной девочки. Сама я в этой акции участие не принимала по причине несовершеннолетия, но многие пошли сдавать содержимое своих вен.
История с ребенком закончилась хорошо. Девочке сделали операцию, она выжила. А вот вещи, которые мне рассказали сдававшие кровь «соратники», меня поразили.
За порцию крови (это целых 350 мл!) донорам платили около ста рублей. В разных городах цифры разные, каждый год изменяются. Говорят, в Москве с этого года плату повысили до 600 рублей, но в других городах плата не превышает 200. Кто позарится на такие деньги? Только, как говорится, асоциальные личности, которым не хватает на бутылку.
Вообще говоря, цены на донорскую кровь и объем порции сильно разнятся. Так, например, перед крахом Советского Союза платная порция составляла 400−450 мл. За меньший объем не платили, награждали льготами и обедом. Сейчас где-то платят и за 100 мл, а где-то не оплачиваются и 300 мл. В некоторых районах местные власти поощряют доноров обедами, но в большинстве случаев максимум дадут справку, освобождающую на день от работы. В общем, единого стандарта сейчас не существует. И это еще одна серьезная проблема донорства.
Что ж, сдача крови — это благотворительность в чистом виде. Это жертва, которая спасает сотни человеческих жизней. Однако как бы ни учили нас сказки тому, что свои добрые дела не выставляют напоказ, практика показывает, что благотворительность нужно как-то поощрять. Все-таки льготы — это не просто возможность сэкономить деньги. Это факт признания обществом твоих заслуг. Человек заходит в транспорт и протягивает удостоверение — он ветеран, он воевал за нас.
Когда-то мелкие льготы были положены и донорам, но их давно упразднили. Про донорство как-то вообще забыли, его уже не считают чем-то важным. Неудивительно, что драгоценную телесную жидкость уже почти никто не сдает: ни денег, ни благодарности.
С 1985 года количество доноров в России уменьшилось в два раза и продолжает уменьшаться. Запасов крови катастрофически не хватает. В результате крови для переливания часто не хватает, и родственникам пострадавшего иногда приходится обращаться за помощью в буквальном смысле к первым встречным.
Теоретически донора должны регулярно обследовать, на него ведется карточка. Доноров подразделяют на активных (три и более донаций в год) и резервных (менее трех донаций в год). Всего кровь можно сдавать не более 5 раз в год (женщинам не более 4 раз). После 40 донаций можно получить знак «почетный донор». По моему мнению, этот значок равносилен медали.
На обследование донора нужно потратить немало денег: нужны анализы на ВИЧ, сифилис и многие другие заболевания. К сожалению, на практике врачи иногда пренебрегают обследованием. Случаи заражения при переливании крови не так уж редки. Когда проводится расследование и выясняется, что донора не обследовали, бывает поздно. Кроме того, выявить ВИЧ можно лишь спустя 6 месяцев после заражения. Поэтому анализам не всегда можно верить.
На благоустроенном Западе сейчас существует особая система проверки донорской крови. Драгоценная жидкость консервируется и хранится несколько месяцев, после чего вновь проверяется. Такая система с 1992 года существует в Саратовской области. Врачи говорят, что за время существования она спасла от заражения 4,5 тысяч людей!
Однако такая система требует дополнительного вложения денежных средств, поэтому применяют ее далеко не везде. Кроме того, для эффективной проверки необходимо новое оборудование и новые технологии анализов, которые, опять-таки, могут проводить далеко не все государственные клиники нашей страны.
Теперь короткая справка.
- При обычном незащищенном половом акте с ВИЧ-инфицированным вероятность заражения составляет 0,1−1%. Вероятность эта зависит от многих факторов. При переливании крови эта цифра приближается к 100%.Реклама
Не так давно в моем городе был скандал: пациентку заразили ВИЧ в роддоме при переливании крови. После этого врачи обнаружили, что женщина, являвшаяся постоянным донором, ВИЧ-инфицирована!
Такие истории повторяются довольно часто. Спрашивается: может, в борьбе со СПИДом не стоит ограничиваться раздачей презервативов и призывами не принимать наркотики? Может, стоит обратить внимание и на проблему донорства?
От себя хотела бы всем пожелать не попадать в ситуации, когда требуется помощь донора. А вообще цель этой статьи заключалась в том, чтобы напомнить людям, как важно донорство для каждого из нас. Надеюсь, она достигнута.