К первым местам поклонения относятся разные святыни, как, например, одна из главнейших христианских святынь «Гвоздь Господень». Считается, что этот гвоздь — один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Такие святыни не имеют никакого доказательства своей исторической подлинности и являются сакральными предметами веры.
Местами поклонения, помимо монастырей, являются пустыни и другие места жительства и захоронения святых. Отдельной темой можно выделить такое понятие, как мощи святых, оставшиеся «нетленными» после их смерти. Например, частички останков Николая Чудотворца, которых уже много веков не касается тлен, хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре. Для верующих прикоснуться к такой святыне — значит, укрепиться в вере.
Место поклонения мусульман известно как масджид (место коленопреклонения), или мечеть. Для мусульманина святое место там, где застигло его время для совершения молитвы. В мусульманских странах часто можно видеть людей, которые молятся прямо у дороги в установленный для совершения молитвы час.
На железнодорожных станциях, автовокзалах для совершения молитв иногда отводятся небольшие участки земли, оборудованные помостом или деревянным настилом, или просто обозначенные несколькими камнями, которые указывают местоположение Мекки.
Часто к местам поклонения относятся целебные источники, которые долгое время являлись сами по себе природными лечебницами. Святыми родниками они стали именоваться после того, как поблизости селился отшельник, впоследствии признанный святым, или строилась церковь. В данном случае покров религиозной тайны ложился и на источник, который и без того целил всех нуждающихся в излечении.
Представитель религиозной общины, в ведении которой находится «святое место», собирает сведения обо всех чудесах исцеления. Проводит их освидетельствование и предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (медицинские документы или свидетельство очевидцев). Такие свидетельства привлекают тысячи паломников, желающих приобщиться к чудотворному предмету поклонения.
Не оспаривая фактов исцеления больных людей, можно сказать, что ведется только учет положительных результатов. А на десятки и сотни больных, получивших исцеление, могут быть десятки и сотни тысяч страждущих, которые лечебного эффекта не получили. Такой статистики нет. Для человека же верующего главным моментом является благодатная сила святого места, которая дает помощь и исцеление всем, кто приходит сюда.
Человечество неразрывно связано с биосферой планеты, где человек неотделим от природы и ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы постоянно и непрерывно связаны с окружающей их материальной, энергетической средой, питанием, дыханием и другими свойствами. Самостоятельно вне природных условий они существовать не могут.
Гелий, радон и другие «благородные» газы относятся к продуктам распада трансурановых
элементов, и именно они часто обуславливают лечебный эффект многих минеральных источников.
Происходящие в атмосфере возмущения электрического поля вызывают иногда на вершинах сопок, холмов, гор своеобразное свечение, которое называют огнями святого Эльма.
Места силы — это отдельные места, в которых происходит необычное энергетическое воздействие на человека и всё живое. Пребывание в этих местах может помогать излечению человека от каких-то болезней посредством гелиотерапии. Содержащиеся в воздухе электрически заряженные частицы — аэроионы — благотворно действуют на организм человека.
Эти энергии существуют, и о них сейчас говорят вполне серьезно: «Прежде всего — это проблема источников энергии недр, которыми определяется вся жизнь глубин. Среди них основными считают радиоактивный распад, гравитационную, приливно-отливную энергию, энергию химических реакций. Особую роль в последнее время приписывают „психическим“ энергиям сакрального толка».
К местам силы относят горные системы Кавказа, Тибета, Алтай и др. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха, высотой в 4506 метров над уровнем моря, считается не только местом силы, но и одним из энергетических центров планеты. Святость эти горы приобретали в различное время.
Например, одна из святынь буддизма горный массив Алханай стала таковой в 1859 году. До этого года святилище принадлежало местным шаманам.
Шаманы располагали «обо» (культовые сооружения обычно в виде груды камней) в большей степени вблизи природных источников, на вершинах отдельных гор и других местах природной аномалии, выхода газов, термальных источников
Но многие «обо» организованы не шаманами, а делаются из сооружений, которые ставили в глухой тайге или в непроходимых скалах геологи, топографы, изыскатели как памятный знак, обозначающий место исследования для последующих экспедиций.
Таким образом, мы являемся свидетелями рукотворного создания «святых мест», которые предназначены для поклонения в далеком будущем, для следующих поколений людей, которым будут рассказывать специально сочиненные об этих местах легенды и сказки.