При знакомстве со своей будущей американской свекровью я обмолвилась в разговоре, что водительских прав у меня нет и автомобиль я не вожу. Старушка вскинула бровки в крайнем изумлении: «А как же ты добираешься из одного места в другое?» Не понимая сути проблемы, я воззрилась на неё с не меньшим удивлением: «Так на общественном транспорте!» Она вежливо промолчала, но на её лице отразилась крайняя степень недоумения: из общественного транспорта в городке курсировали только желтые школьные автобусы.
Позже, правда, выяснилось-таки наличие нескольких автобусных маршрутов, связывающих бедные окраины соседнего города с административным центром, но проблемы это не решало: жить мне предстояло в пригороде, расстояния огромные, пешком можно только по даунтауну прогуливаться, даже до ближайшего молла предстояло ехать минут 20… на машине. Деваться мне было некуда — чтобы обрести свободу передвижения, нужно было срочно садиться за руль.
Процедура получения прав в Америке упрощена до предела! Американское общество вообще построено так, чтобы не стеснять свободу своих граждан: всё, по возможности, предлагается на ваше личное усмотрение и под вашу личную ответственность. Никаких обязательных курсов (по крайней мере, в нашем штате Нью-Йорк) не существует. Инструктора нанимать тоже не обязательно. Обязательно лишь продемонстрировать знание ПДД и практические навыки вождения.
Итак, вы идёте в местную ГИБДД (Motor Vehicle Department), заполняете анкету-заявление, и вам выдают брошюрку с ПДД. Дома вы эту брошюрку штудируете (можно выучить за несколько дней, можно за полгода — дело ваше!) и отправляетесь сдавать тест. Вопросы в тесте элементарные — проверяется знание основных дорожных знаков, основных правил, и большое внимание уделяется вопросам безопасности. Никаких каверзностей. Если тест сдан успешно, у вас тут же проверяют зрение, фотографируют и выдают ученическое удостоверение (Learner's Permit).
Получив удостоверение ученика, можно приниматься за уроки практики вождения. Кто будет учить? Выбор за вами: можно обратиться в соответствующее агентство, можно нанять частного инструктора, а можно взять в учителя родственника или знакомого, у которого есть водительские права и опыт. Мой муж самонадеянно решил, что при его водительском стаже и моей сообразительности можно обойтись без профессионалов. И поплатился за это! Всё же уметь что-то делать самому и обучать другого — не одно и то же. К тому же, инструкторская машина оборудована, насколько я знаю, специальной педалью торможения (что немаловажно!). Я же училась на своей родной машинке, без всяких там средств экстренного спасения ситуации.
Первый урок выглядел так. В погожий воскресный денёк мы приехали на пустующую парковку. Выбор пал именно на ту парковку, поскольку она наиболее напоминала улицы города — много знаков, развороты, спуски, подъёмы, постройки всевозможные. Я пересела на водительское сиденье, мой «инструктор» рассказал, что означают все эти рычажки-кнопочки, как пользоваться педалями, показал, как включить зажигание, и я поехала. Сначала с черепашьей скоростью, кривенько, но с каждым кругом всё уверенней и уверенней. Через некоторое время я уже весело носилась по площадке, как в парке аттракционов. «Инструктор» решил, что пора усложнить задачу, и мы начали отрабатывать маневры парковки, задний ход и прочее.
Габаритов машины я ещё совсем не чувствовала, на педали жала резко, и вполне естественно, что финал был печален. В один далеко не прекрасный момент при сдаче назад я газанула так, что влетела в угол здания. Задок машины — всмятку! Перепугалась страшно, расплакалась. Тут надо отдать должное моему мужу. Обычно довольно взрывной, он даже бровью не повёл, разглядывая свой изуродованный джип и прикидывая в уме материальный ущерб.
Дома я забилась под одеяло и, горько рыдая, заявила, что за руль больше не сяду. Муж спокойно ответил: «Завтра обсудим». И на следующее утро опять повёз меня на ту же парковку, где снова и снова заставлял разворачиваться задним ходом у того самого злополучного угла. В этот день обошлось без эксцессов.
Разбитый задок окупился: во-первых, сразу же попав в такую мини-аварию, я ещё до выезда на дорогу прониклась пониманием того, насколько реальна опасность и как важно быть крайне серьёзной и осторожной при вождении; а во-вторых, мне удалось избежать страха новичка перед выездом на дорогу, ибо то, чего обычно боятся — авария — уже как бы случилось.
Вскоре я вовсю рулила по окрестностям под раздававшиеся с пассажирского сидения вопли мужа: «Стой! Стой! Тормозииии! Поворачивай! Скорей! Убирайся у него с дороги! Что ты делаешь, черт возьми?!» Постепенно вопли стали раздаваться всё реже, потом стихли совсем. Когда однажды я увидела, что мой «инструктор», развалившись на сиденье, читает газету, я решила: «Пора!», и записалась на экзамен по практике вождения.
Перед экзаменом необходимо прослушать однодневный теоретический курс. Инструктор ещё раз прошёлся с нами по той же самой брошюрке с ПДД, по которой мы готовились к тесту, заостряя внимание на особо важных моментах.
Экзамен проходил предельно простенько: поверните направо, поверните налево, развернитесь (трёхпозиционный разворот), выполните параллельную парковку, спасибо. Надо сказать, что этой самой параллельной парковки я боялась больше всего, но всё обошлось: припарковаться меня попросили за машинкой, одиноко стоящей на обочине, то есть опасности въехать в нос машине, которая, как предполагалось, будет у меня сзади, не было. Я так обрадовалась, что припарковалась идеально, просто впритирочку к тротуару! Всё: права (Driver's License) у меня в кармане!
Опыт первого самостоятельного выезда не обошёлся без курьёзов. Но это уже совсем другая история.