Куда уходит качество?

Реклама

Не могу понять, при каком строе мы сейчас живем: некоторые утверждают, что это рыночный социализм, другие говорят о государственном капитализме. А может, это один из видов развитого феодализма — доминирующий центр и региональные вассалы? Но это тема для других статей и дискуссий…

Почему-то вспоминается период детства, где царил простой и понятный социализм. Много было там и хорошего, и не очень, как в любой истории, но проблемы «качества» волновали слабо. Качество было везде: продукты по ГОСТУ, товары с госзаводов с контролем продукции, про вооружение можно и не говорить, лучшие спортивные школы, достойное обучение.

Существовали специальные символы отличия: «Государственный Знак Качества», штамп ОТК. За качество боролись, его добивались, иначе руководители могли лишиться должностей, а работники премий. Практически любой товар, выпущенный на оборонном предприятии, мог претендовать на такое понятие, но скорее всего, являлся дефицитом. Для примера можно вспомнить хотя бы холодильники «ЗИЛ», некоторые из которых до сих пор тарахтят на кухнях и дачах.

Реклама

Вообще, понятие «качество» довольно расплывчато, у него нет количественных показателей. Оно имеет лишь субъективную оценку. Для каждого времени и для каждого человека это своя мера отношения к тому или иному товару, услуге, продукту. Но просто ли сейчас найти что-то качественное?

«Качество» какого-либо товара, как общественное мнение, навязывается нам телевизором, рекламой, статьями в СМИ, выбором других людей. Но такая позиция работает не всегда или имеет достаточно глубокие исключения. Для человека это в первую очередь личный опыт.

Например, телефоны «Nokia» всегда считались качественными, но из пяти «Нокий» у меня в семье четыре оказались в сервисе, причем два из них — в гарантийный срок. Пятому стало стыдно, и он трусливо потерялся. А витринный «Самсунг», купленный со скидкой, уже который год работает без нареканий. Странно, стоимость всегда была основным показателем хорошей марки. Ведь, если ориентироваться на цену, «Айфон» точно должен быть качественным. Да и президенты не могут ошибаться…

Реклама

Продукты из советского прошлого тоже вызывают ностальгию. Какие в свое время были сгущенное молоко и тушенка! Не залеживался такой товар в магазине, а вкус содержимого тех скромных баночек помню до сих пор.

Решил молодость вспомнить и купил в супермаркете того и другого с большой гордой надписью «ГОСТ». Да-а… То, что на «Г», это точно, но уж никак не Гост. А вот банка белорусской сгущенки напомнила вкус СССР. Вывод: не все, на чем сегодня написано «ГОСТ», сделано по такому стандарту. Или это стандарты такие стали?

Новые продукты, выходящие на рынок, по мнению продвинутых потребителей, имеют переменное качество — постоянно снижающееся. Связано это с тем, что для того, чтобы народ стал покупать, помимо рекламы, в новом продукте должно быть прекрасно все: и ингредиенты, и вкус, и цена. Качество требует солидных вложений. Но после того как товар достаточно раскручен и узнаваем, он обязан приносить прибыль. Как это сделать? Ну, уж точно не повышать цену. Ведь длительное время он все равно будет продаваться «по инерции». И относится это и к колбасе, и к водке, и другим продуктам ежедневного потребления. Не зря на сгущенном молоке до сих пор используется цветовая схема времен социализма.

Реклама

Сложную технику, допустим, автомобили, классифицировать по добротности еще труднее. Это и текущее качество — внешний вид, отделка, отсутствие скрипов и люфтов, и долговременное — надежность узлов, агрегатов, низкий износ деталей, редкий ремонт. И что тут важнее: качество сборки или качество материалов? Но что-то подсказывает, что современный завод, выпустивший автомобиль, который десять лет будет ездить и не ломаться, через какое-то время может стать банкротом. Наверное, поэтому в Японии на автомобили старше 5 лет такие «драконовские» налоги.

Но чаще всего мы сами провоцируем производителя выпускать некачественные вещи. При выборе товара на полках, в борьбе цены и качества, чаще выигрывает цена. Количество становится важнее. Поэтому снижение себестоимости — главная задача производства. В итоге проигрываем мы — потребители. По-настоящему добротные, крепкие и красивые вещи все чаще становятся эксклюзивом с заоблачным ценником. А ширпотреб — вот он: «нержавейку» меняют на «оцинковку», стекло на полимер, кожу на заменитель, дерево на дешевый пластик. Выглядит красиво, а по факту — одноразовая вещь. И грешит этим не только Китай.

Реклама

Но неужели все так плохо, и качество товаров уходит от нас в недостижимые высоты? Ну, скорее всего, нет. Ведь некоторые вещи мы сможем проверить только временем. Что-то будет сразу выброшено на свалку, а что-то пройдет «испытательный период» и будет служить верой и правдой, а потом будет отправлено в «командировку» в гараж или на дачу лишь потому, что не смогло вовремя сломаться или порваться.

Да и каждый человек может в любой момент осознать и почувствовать понятие «качество». Даже не в магазине, а у себя дома. Неужели кто-то сможет усомниться в качестве, например, ваших зимних заготовок или чистоте помытой посуды, или тщательно выструганной и ошкуренной лестницы, или любви к детям…

Реклама

Очень хочется, чтобы независимо от государственного строя мы были здоровы, счастливы и горды за свою страну. И чтобы спортсмены становились чемпионами, не падали спутники и самолеты, а в нашей жизни побольше было бы качественных вещей и качественных отношений.

Реклама