Поэтому программа по музыкальному воспитанию дошкольников, которая прорастает своими корнями из Советского Союза, не всегда справляется с главной задачей современной педагогики — с полноценным развитием всесторонне гармоничной личности — и не всегда учитывает индивидуальные особенности ребенка.
При подготовке к очередному утреннику я раздавала роли по желанию детей. Всего за минуту времени Маша превращалась в волшебную фею, Вова в храброго рыцаря, а Сонечка в прекрасную снежинку…
Только один ребенок в этой группе никогда не улыбался и всегда сидел в последнем ряду, был хмур и смотрел исподлобья. Дети сторонились его, а порою смеялись и даже толкали, когда «эта несуразность», по словам воспитателя, по случайности находилась рядом с ними. В парные танцы ребенка не ставили, мотивируя тем, что он немного странноват… Детей я знала мало, но все же решила подойти к этому мальчику и предложить ему оставшиеся роли. Дима (так, потом выяснилось, звали это чадо) был неконтактным ребенком, постоянно держал руки за спиной, отворачивался, и разговорить его стоило немалых усилий.
Мальчик отказывался от всех предложенных мною ролей, опускал глаза, а потом просто уткнулся носиком в мое плечо и громко расплакался. Взяв малыша на руки, я просто опешила: у этого ребенка было всего два пальчика на правой руке! Остальные четыре «пальчика» (на левой) были маленькими наростами длиною в полсантиметра! И это притом что малыш самостоятельно кушал, рисовал и обслуживал себя. За месяц работы воспитатель ни разу не сказал мне об этой проблеме, просто игнорируя ребенка.
Очередное занятие я решила посвятить этому мальчику. Провела индивидуальную работу с родителями, которые не находили нужных методов воздействия на воспитателя и попросила помощи в подготовке театрального представления, главным героем которого был Димитрий.
Разработав сценарий для кукольного спектакля, я придумала волшебную историю о том, что каждый человек — это Солнце. Солнце, которое может подарить свое тепло родным и близким, согреть словом или обжечь… Умышленно акцентировала внимание детей на том, что пальчики — это своего рода лучики, но в жизни бывает так, что они есть не у всех, и тогда на помощь приходит сердечный свет, который в миллион раз ярче и добрее. Большой работы стоило музыкальное оформление пьесы, так как это должно было особо впечатлить детей и многому научить.
Дима рассказывал стихи, пел песни, а в конце подарил свои рисунки присутствующим детям и воспитателям. Радости мальчуган не было предела! Его огромные синие глазищи сияли и время от времени наполнялись слезами. Словно два больших озера, они утоляли жажду всего мира! Он ликовал, а на его маленьком худеньком личике впервые появился румянец и такая долгожданная для его родителей улыбка! Не думаю, что нужно рассказывать о том, сколько слез и улыбок вызвало подобное мероприятие.
С тех пор Дима — это Солнышко нашего детского сада, его так и называют родители, дети и воспитатели — Дима-Солнышко. Мальчик расцвел, стал лауреатом многих городских конкурсов, а его рисунки всегда занимают призовые места на областных выставках детского творчества. Доброе и отзывчивое сердце малыша стало примером многим ребятишкам и взрослым, которые вынесли из детсадовской семьи большой урок — человечность!
Много лет прошло с тех пор, но как вспомню этого волшебного мальчика, сердце наполняется любовью и нежностью и становится тепло-тепло…
Хочется пожелать каждому из нас не оставаться равнодушными, проявлять милосердие и любовь. Пускай маленькое зернышко добродетели укоренится в каждой семье, в каждом сердце, чтобы нива жизни буйным весенним цветом вызывала восторг и небывалую радость от добрых дел и поступков!