На среднестатистическую месячную зарплату современный российский человек в состоянии купить 90 килограммов говядины или почти 600 килограммов хлеба. Никогда человекообразные обезьяны не жили так хорошо. О чём ещё можно мечтать?
Если уж вспоминать далёких предков и естество, кто знает, вдруг и в социуме случится то, что бывает в природе, когда экосистема сама собой очищается, трансформируется, и на гнилушке неожиданно вырастают молоденькие красивые опята. Разве подобное невозможно в экономике и в политике?!
С другой стороны, если начнёт падать ствол, то судьба веток и даже крупных сучьев предрешена. Что в российской финансово-экономической системе функционирует в качестве ствола? Правильно, доллар США. Мы, конечно, можем ругать беспутный ствол, но легче от этого не станет.
Если отменить все правила, то риски возрастают неимоверно. Без правил любая сложная система перестаёт работать. Какие правила были раньше?
Для того чтобы разбогатеть, надо получить дешёвый банковский кредит. Для этого надо иметь высокий рейтинг. Чтобы его иметь, надо «договориться» с рейтинговыми агентствами. Даже если ваша компания не вернёт кредит — всё равно вы уже разбогатели, получив живые деньги. В крайнем случае, можно объявить дефолт. Так было и в России, и в мире.
Теперь эти старые правила накрылись медным тазом. Дешёвый кредит никто не даст, пусть даже у вашей фирмы кредитный рейтинг BBB (прогноз: «стабильный»), как у Газпрома. Сейчас появились сигналы о том, что правил больше нет, а финансовым вождям дозволено всё. Можно даже фантазировать сколько заблагорассудится. Например, наш Минфин и Росстат рассказывают о нулевой инфляции за июль текущего года. В Москве в июле зафиксирована аж дефляция на 0,2%. Снижение потребительских цен случалось при Сталине, а после не наблюдалось. И вот наконец-то дожили. Хотя, возможно, нулевая инфляция существует только в жизни замечательных сотрудников Росстата; обычные же граждане ходят в магазины и видят другую картину.
Впрочем, есть правило, которое в отечестве никто не отменял: чтобы разбогатеть, надо получить бюджетные деньги и успешно их освоить. Да, в России по-прежнему процветает экономика РОЗ: распил, откат, занос (занос — это «до», откат — после).
Ещё одно старое правило, которое пока не отменили — выборы президента. Предположим, что случится неслыханное чудо — перевыберут тандем. Тогда у нас по-прежнему будет нулевая инфляция за июль, поддерживаемый правительством бессмысленный АвтоВАЗ, падающие с неба звёзды в виде пассажирских самолётов, тонущие в реках корабли, а также многочисленные инновации, которые при стагнирующей экономике реализуются только и исключительно в России.
Будут изъявлять желание поступить в российские вузы очередные мёртвые души с высокими баллами по ЕГЭ. Продолжится гражданская война на Северном Кавказе, про которую если скажешь в приличном доме, то на тебя смотрят как на идиота. Различные ОПГ, то бишь организованные преступные группировки — кремлёвские, лубянские, прокурорские — продолжат мочить в сортире друг друга и заодно окружающих. Российское правосудие по-прежнему будет выглядеть непрезентабельно, словно утренние остатки макияжа под глазами нелюбимой женщины.
Впрочем, двух главных юристов страны это вполне устроит: безотказная девушка по вызову всегда может сгодиться. Один из юристов будет по-прежнему увлекаться Твиттером
Близкие к тандему олигархи, как и прежде, будут рекомендовать нищим российским гражданам двухлетний (!) запас средств для личного потребления хранить в рублях, а всё остальное можно в долларах и евро. Чрезмерно расплодившиеся голодные медведи будут выходить на обочины сибирских трасс и выпрашивать у людей еду. Федеральные СМИ продолжат с упоением рассказывать о важных событиях, перечисленных выше.
Таков мир, в котором мы живём много лет и к которому успели привыкнуть. Как бы не стало хуже — ворочается в голове обывательская мысль. Ну да, главное, чтоб не было войны. И смешно думать, что если выбрать новых членов политбюро и генсека, то мы вернёмся в Советский Союз.
Впрочем, я знаю, что чудеса бывают, особенно во время выборов. Вероятность нашего неслыханного чуда близка к единице; можно сказать, что это достоверное событие. Чудо случится. Что дальше? Жизнь — это то, что есть, или же то, что будет?