(И. Карамзин. «История государства Российского»).
Рядом с Сенником постельным, где Иван Грозный провел несколько своих первых брачных ночей, расположена Столовая, так называемая Столовая палата XVI века. За длинным столом принимали пищу приближенные царя, опричники, бояре, иностранные послы. Вся столовая полностью обита тканью, преобладающий цвет — красный.
Трапезничали тогда «наоборот» — начиная с закусок и заканчивая похлебками и супами. Обед в Столовой палате начинался в 12 часов. Остатки еды могли отдаваться бедным — таков был принцип монастырской жизни. Иван видел Слободу как монастырь: себя называл Игуменом, а «опричников 300 человек, самых злейших, назвал братиею» (Карамзин). В Столовую допускались и женщины — но вот в каком качестве, непонятно. Пишут, что трапезы часто заканчивались оргиями, а в целом монастырская жизнь царя и его приближенных сочеталась с дичайшим развратом.
А под Столовой и Сенником постельным — огромные и страшные подвалы Ивана Грозного. Целый второй подземный дом, сооруженный не только для хранения бочек с вином и продуктов — томились там и узники и свирепствовали в пытках опричники первого царя всея Руси.
Бабушка Ивана Грозного — Софья Палеолог — была из последней династии императоров Византии. Иван Четвертый унаследовал от нее большую библиотеку, в которой были греческие, латинские, древнееврейские манускрипты. Считается, что книги хранились в подвалах около покоев царя, эти подвалы могли быть связаны подземными переходами с другими тайниками и закоулками. Библиотека таинственно исчезла, многие полагают, что остается еще надежда отыскать ее следы именно в Александровской слободе.
Храм в храме — архитектурные матрешки
За крепостными стенами Александровской слободы — сплошь архитектурные шедевры. Александровскую Слободу отстраивали русские зодчие и итальянские архитекторы. Редчайший образец русского шатрового зодчества — Распятская церковь. Внутри нее скрыта более древняя церковь — Алексия Митрополита. С колокольни этого храма и полетел Никитка — неизвестный гений Средневековья. Полетел — и не разбился.
Русский Икар — Никитка Холоп
«…человек не птица, крыльев не имать… За сие дружество с нечистою силою отрубить выдумщику голову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям на съедение. А выдумку, аки диавольскою помощью снаряженную, после божественныя литургии огнем сжечь»
В истории человечества это, возможно, первый случай воздухоплавания. Дерзнул холоп взмыть над слободой на построенных деревянных крыльях. И взмыл он, скорей всего, отсюда — с 56-метровой колокольни Распятской церкви. «Поганый летательный аппарат» сожгли, Никитку казнили. Пытки и казни того времени не поддаются описанию в силу их беспредельной жестокости. Известно, например, что в Слободе было много ручных и диких медведей. Любил царь напускать медведей на людей — когда для устрашения, когда потехи ради. Жесток был Иван Грозный, жесток даже со своими близкими.
Кровавая драма между отцом и сыном — что здесь от легенды, а что от правды? Факт остается фактом: после смерти сына Иван стремительно уехал из Слободы и больше не возвращался. Но история Слободы на этом не закончилась, продолжение следует.
Марфины покои
В Александровской слободе жили не только Рюриковичи, но впоследствии и Романовы. Первый из последних, то есть Михаил Федорович, постановил: «быть здесь… в Александровской слободе государеву хоромному строению для царя и его царицы». Слобода досталась и Петру Первому — там жили его мать и супруга.
А после Стрелецкого бунта к Распятской церкви были пристроены палаты, в которых заточили сводную сестру Петра Марфу Алексеевну. Она была обвинена в пособничестве царевне Софье. Пострижена Марфа была насильно и жила она в монастыре под именем Маргариты. Сохранились многие личные вещи опальной царевны-инокини: вполне основательный кожаный стул, слюдяная дверь-ширма, ларь с кухонными принадлежностями (есть там даже форма для хлеба). Марфа-Маргарита прожила в монастыре при Слободе 10 лет, там же и умерла.
В монастырь хотели заточить и дочь Петра Первого Елизавету. Она была сослана в Александровскую слободу, прожила там тоже 10 лет и вернулась в Москву, чтобы венчаться на царство. Ее мы знаем как императрицу Елизавету Петровну. Сам Петр проводил в окрестностях Слободы учения своих «потешных войск». Из них были сформированы два гвардейских полка — Преображенский и Семеновский, ставшие впоследствии основой российской регулярной армии.
Во второй половине XVII века на территории царской резиденции был устроен Успенский женский монастырь. Сейчас Слобода — большой комплекс, в который входят архитектурные и исторические памятники (то есть музей-заповедник) и действующий женский монастырь — Свято-Успенский. На территории монастыря встречаются удивительно красивые и очень юные девушки…
Работают на территории Слободы и археологи. Раз за разом открывается все новая и новая кладка. Что она нам поведает в дальнейшем? Или только добавит новые загадки?