У меня есть возможность рассказать об этом городке более подробно, немного «изнутри». Тут есть интересная особенность: москвичей в Александрове летом едва ли не больше, чем местных жителей, хотя это уже другая область, не Московская, а Владимирская. Причины понятны — удивительная красота природы и города и близость к столице, всего-то час езды на машине (соответственно, и в Москве немало александровцев). Ежедневно едут через Александров и экскурсионные автобусы с иностранными туристами: личность Ивана Грозного вызывает неизменный интерес.
Александров — город удивительный во многих отношениях. И хранит немало тайн. Тайны начинаются в глубокой древности и захватывают 20 век. Кто-то знает, что Александров — столица 101 километра, где селились освобожденные из лагерей деятели культуры (опять же — близость к Москве, к тому же известно, что в городе несколько лет жили сестры Марина и Анастасия Цветаевы). Кто-то, возможно, знает о массовых беспорядках в городе в советское время (1961 год, информацию найти очень трудно). Кто-то мог видеть по телевидению документальный фильм из цикла «Следствие вели…» («Челюсти») об александровском маньяке — 1975 год (главная загадка в той истории — это то, что тот маньяк родился в США). Интересующиеся древнерусским искусством могли слышать о похищении в Александрове уникальной иконы — трехликой иконы с секретом.
Но главные тайны Александрова — все же в истории. Кто был тот первый воздухоплаватель, поднявшийся в воздух на деревянных крыльях и страшно за это наказанный Иваном Грозным? Где знаменитая библиотека Ивана Грозного (многие считают, что она спрятана именно на территории Александровской слободы)? Ведь главная слава Александрова — это то, что два десятка лет город был опричной столицей Руси.
Александровская слобода. Свобода равна неволе?
Никто не смел ни въехать, ни выехать оттуда без ведома Иоаннова: для чего в трех верстах от Слободы, прозванной Неволею, обыкновенно стояла воинская стража.
(И. Карамзин. «История государства Российского»).
А ведь слово «слобода» происходит от слова «свобода»! В 2013 году исполнится 500 лет Александровскому Кремлю, и это событие будет широко отмечаться, возможно, не только регионально. Самое интересное, что неофициально «начало Александрова» относят к еще более раннему времени — к Александру Невскому: «
Достоверно известно, что был здесь загородный дворец великого князя московского Василия III, отца Ивана Васильевича. Этот дворец не сохранился. Но само слово «опричнина» связано с городом Александровым: владения после смерти Василия перешли к его вдове Елене Глинской, эта вдовья доля и называлась «опришной». И сама недоброй памяти опричнина была организована в этой новой столице, куда царь Иоанн подался на отдых и богомолье от московских дел.
Был в Слободе Государев двор, стояли войска опричников: «верстах в трех от Слободы стояла на заставе воинская стража и останавливала проезжих, спрашивая каждого: кто он и зачем едет в
При дворе собрались не только государевы помощники и опричники, но и зодчие, живописцы, музыканты (кстати, Иоанн сам был композитором — он известен как автор нескольких духовных гимнов). Здесь проходили смотрины невест («ярмарки невест») — и для самого царя, и для его сына.
И в течение почти двух десятков лет Слобода («кровопийственный град») выполняла все столичные функции: здесь царь женился (два раза из пяти), здесь убил сына (многие могут помнить картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына»), здесь принимал иностранных послов из Дании, Швеции, Англии, польского короля и папского престола, отсюда пошел войной на вольный город Новгород. Первая в стране провинциальная печатня тоже была открыта здесь — в Слободе. Основал ее ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. Почему основатель типографии носил такую неподходящую кличку — невежа — непонятно.
Этот Государев двор хорошо сохранился. Здесь два входа: сам Двор с троном и личные покои. Впечатляет трон царя — это, конечно, копия (оригинал в московской Оружейной палате), но копия хорошая. Очень любопытны часы — они отмеряют еще «византийское время». И удивительные по красоте фрески на куполе…
Последняя Первая брачная ночь
Несчастлив царь на жен!
(А. Островский. Драма «Василиса Мелентьева»)
Иван Грозный венчался в Александровской слободе два раза. Третий раз — с Марфой Собакиной (была отравлена через 2 недели после свадьбы), еще раз — с Анной Васильчиковой. Кроме официальных многочисленных жен у Грозного были любовницы и наложницы. Об одной из них — Василисе Мелентьеве написал драму знаменитый драматург Александр Островский. Действие этой драмы относится ко времени жизни Грозного в Слободе (Василиса — прислужница царицы из ее терема). Мелентьева считается еще одной (невенчанной) женой Ивана. О судьбе ее точно ничего не известно, кроме того, что была она печальна — скорее всего, Василиса также была убита Иваном.
В Слободе венчался и сын Иоанна — с Авдотьей Сабуровой. Подробные описания этих свадеб сохранились в документах. После венчания молодые шли к праздничному столу, в назначенное время — в «сенник постельный». Этот сенник весь пронизан духом языческой обрядности и христианской символики. Сенник обивался тканью, везде ковры и меховые одеяла, на стенах — иконы. Сама постель изготовлялась из 27 ржаных снопов — сноп как символ плодородия. На снопы — ковер, на ковер — перину, на перину — простыню из атласа. По углам комнаты втыкались стрелы, на них вешались соболя и калачи. У подножия кровати стояла кадка с пшеном — символ изобилия. В эту кадку ставили две огромные свечи — каждая свеча весом до трех пудов, они предохраняли молодых от порчи. Они горели всю ночь, утром их уносили в церковь. Здесь провел свои первые брачные ночи (в двух-трех браках) Иван Грозный…
О прочих историях и тайнах можно прочитать в следующий раз.