Совместимы ли широта души и экономия?

Реклама
Профессионал

У каждой хорошей черты есть своя тень, свой негатив. Русская широта души в быту частенько оборачивается культом излишеств, который мы таковым не считаем или вовсе его не замечаем.

А слишком, по нашим понятиям, экономные и расчётливые европейцы, если и не подвергаются нами остракизму, то по меньшей мере всё же вызывают чувство неодобрения и непонимания.

Европейцу не придёт в голову провозгласить лозунг: «Экономика должна быть экономной!» — в первую очередь потому, что у них вся жизнь в целом очень экономна. Несомненно, это одна из составляющих их достатка и успехов.

Лет пятнадцать назад я имела удовольствие заменить советскую газовую плиту на импортный бренд. Не буду называть ни той, ни другой марки сами знаете почему, хотя и очень хочется.

Реклама

На новой плите чайник закипал буквально через минуту, не успев нагреть градусов на пять кухонное пространство, как бывало раньше. Я недоумевала по этому поводу очень долго, ибо на практике и очень впечатляюще открылась затратная сторона нашей экономики.

Теперь при прежних моих потребностях я стала тратить газа процентов на 10 меньше! А если учесть, что это не только я? Потом, правда, я нашла оправдание промышленной безалаберности. Газовая плита у нас выполняет ещё одну функцию — она обогревает помещение: так сказать, два в одном. Ведь всем известно, какая с отоплением у нас напряжёнка. Ну, хорошо, зиму я оправдала, а лето? Здесь мой патриотизм ничего не мог изобрести в оправдание нашего разгильдяйства.

Реклама

Я понимаю, двадцать лет назад, когда кубический метр газа стоил несколько копеек, это были мелочи, тем более что газа было немерено, и он был наш, советский. Но сейчас же всё по-другому! И пора бы заткнуть все дыры, откуда утекает не просто газ, а валюта государства и не такие уж заоблачные доходы рядового гражданина.

А вот здесь возникает одна любопытная версия. Экономия, прежде всего, предполагает строгий учёт, что означает перманентный контроль. Но дотошный европейский учёт газа, воды и тепла кое-кому, а особенно тем, кто сидит на этих трубах, держась обеими руками за драгоценный вентиль, невыгоден. Если все начнут считать и экономить, то хозяин трубы не сможет позволить себе такого, мягко говоря, волюнтаризма, какой он практикует сейчас.

Реклама

А вот в украинской семье балтского школьника Владимира Кулика плита была наша, обыкновенная, что и вывело его совсем на другой уровень мышления. Однажды, помогая маме на кухне, он обратил внимание на то, что становится нестерпимо жарко, особенно когда на плите три или четыре кастрюли. Молодой рационализатор задумался, что же сделать, чтобы газ не сгорал впустую. Выражаясь по-научному, он решил повысить КПД (коэффициент полезного действия) плиты.

И это ему удалось! Из пятой кастрюли он изготовил насадку, а именно — усечённый конус. Эта насадка, прикрывая кастрюлю сверху, сокращает расход газа в процессе готовки на 17% по сравнению с обычным. Если учесть, что бытовыми газовыми плитами пользуются 15 миллионов украинских семей, то ежегодно при помощи этого устройства можно сберегать до 750 миллионов кубометров газа только на Украине.

Реклама

Напомним, что это почти половина бюджета Одесской области, где живёт юный рационализатор. Весной этого года 14-летний изобретатель презентовал свою идею на всеукраинской выставке «Страна юных мастеров», где с его ноу-хау ознакомился президент Украины Виктор Янукович. А в мае Владимир Кулик занял второе место на национальном этапе научно-технического конкурса для школьников «Интел-Техно-2011».

На тех плитах, что уже находятся в эксплуатации, можно применять насадки юноши из Балты, если кто-то изготовит их серийно. А если смотреть в корень, как советовал Козьма Прутков, то надо перестать штамповать такие затратные плиты. В импортных газовых плитах горелка расположена к нагреваемой поверхности намного ближе: в этом главный секрет.

Реклама

Трудно представить, но решение только этой закавыки, исправляющей ошибки конструкторов плиты, может принести огромные дивиденды. И мы станем на несколько шагов ближе к энергетической независимости, о которой неотрывно и радужно мечтаем, лёжа на печи, как лентяй Емеля из известной сказки. Если, конечно, это действительно нам надо.

А молодой физик из одесской Балты далеко пойдёт, даже если его идея не будет реализована: у него масса других. Сейчас школьник недоумевает, почему не используется кинетическая энергия движущихся по дороге машин. Огромное количество её без толку уходит в асфальт.

Если создать генератор в виде пластин на дорожном покрытии, то авто будут наезжать на пластины, а они — вырабатывать электричество. Вы думаете, фантазии? Ошибаетесь. Этот принцип, называемый принципом пьезоэлектричества, недавно был уже применён в одном из ночных клубов Голландии. Топот ног в том клубе освещает помещения, где резвятся танцующие.

Реклама

Вчера я узнала, что продвинутые израильтяне нас таки опередили. Известно, что мысли витают в воздухе. Они за них, то есть за мысли, схватились раньше. В Тель-Авиве уже построена такая дорога, которая освещает сама себя. Правда, пока в качестве эксперимента.

Захотелось — может, в оправдание наше — напомнить вам один факт. Нам, славянам, в отличие от других наций, присущ иной масштаб личности. Сейчас я говорю об ауре. Оказывается, вокруг русского человека аура распространяется чуть ли не на полтора метра, а у восточных народов она в два раза меньше. Согласитесь, этот факт немного проясняет дело.

Очевидно, из-за нашей ауры нам всего и всегда нужно в два раза больше, чтобы проще было. Так нам спокойнее, комфортнее, что ли: есть ещё запас, можно не экономить. Как говорится, не последний грош проедаем.

Реклама

А если совсем серьёзно, про плиту — это всего лишь один пример. Но так, к сожалению, дело обстоит во всём. Вся наша деятельность в два раза более энергозатратна, то есть в два раза менее энергоэффективна, чем, скажем, в Белоруссии.

Это, конечно, средняя температура по больнице, но она тоже о многом говорит. Нам нужно научиться смотреть на нашу действительность, как тот школьник, — критически и новаторски. Если сможем.

Пришло время, давно пришло. Ох, как бы оно не ушло…

Реклама