Запах власти: какой он?

Реклама
Грандмастер

Те, кто добился власти в государстве, хорошо знают её вкус. Получив верховную власть, потом бывает крайне сложно от неё отказаться: ведь извечное стремление политика к власти никуда не спишешь. В постсоветской истории был только один человек, который смог пересилить себя — Борис Николаевич Ельцин. Нынешние лидеры российского государства не захотят, да и не смогут отказаться от власти.

При этом они трогательно рассказывают, что не имеют морального права уйти, пока не закончат важные для страны проекты. «Если взялся за какое-то дело, нужно довести его до конца». И не важно, что это за дело: единый государственный экзамен в средней школе или изменение регламента фестиваля «Кинотавр», что порекомендовал сделать Владимир Путин. А то, понимаешь, не те фильмы получают гран-при.

Реклама

И вообще, в России всё должно быть понятно и прозрачно. Кто не имеет власти, тот не имеет права владеть собственностью. Противники такого принципа будут немедленно замочены в сортире. По-прежнему будет использоваться технология «наследуемого президентства» и будет сооружаться вертикаль власти, причём вертикаль — это сверху донизу, а вовсе не снизу вверх. Независимые эксперты оценивают как высоко вероятный вариант развития событий, когда Путин останется на вершине властной вертикали: слишком много скелетов в шкафу скопилось у него за годы существования в качестве политика, в силу чего он просто не может позволить себе уйти. Конечно, существует закон о гарантиях бывшему президенту, принятый ещё в пост-ельцинскую эпоху. Но все мы хорошо знаем, как исполняются законы в российском государстве, и как быстро их можно поменять.

Реклама

В то же время новейший застой стал тяжёл для значительной части общества. Рано или поздно в России начала 21-го века начнётся непримиримая борьба между оппозицией и нынешней властной элитой. Посмотрим, кто может составить конкуренцию питерским чекистам и олигархам в предстоящей битве за власть.

Сегодня бессмысленно говорить о «левой» и «правой» парламентской оппозиции. Во-первых, потому, что при существующем режиме парламент — не место для дискуссий; во-вторых, потому, что оппозиция в Госдуме в значительной мере зависит от исполнительной власти и, по сути, является имитационной. Вряд ли можно считать по-настоящему оппозиционной какую-либо партию, прошедшую через сито регистрации в

Реклама
Минюсте Р Ф и допущенную к выборам.

«Другая Россия» использует формат классического позиционирования оппозиции. Такой формат применяется, например, антиглобалистами, исповедующими принцип «Другой мир возможен». Понятно, что подобные движения весьма аморфны и не имеют чётко сформулированной программы. Можно пламенно проклинать путинский режим, однако хорошо бы ещё ответить на вопрос: сами-то чего хотите?

Одной из реальных политических сил является оппозиция, возглавляемая Лимоновым. В основном это молодёжь; активистами движения являются члены запрещённой властями национал-большевистской партии (НБП). Это классическая внесистемная оппозиция, причём несистемной она стала благодаря действиям властей, запретивших НБП. В настоящее время численность этой оппозиции составляет несколько тысяч человек, однако ряды лимоновцев интенсивно растут. Да и сила политической организации оценивается не только числом сторонников; играют роль финансовые ресурсы и степень организованности её членов. Обывателю (в хорошем смысле этого слова) стоит определиться: к кому относишься хуже — к писателю и политику Эдуарду Лимонову или к чекисту, отцу нации Владимиру Путину с его Медведевым.

Реклама

Что же касается предстоящих в декабре парламентских выборов, то инициатива Э. Лимонова и его соратников бойкотировать выборы лично мне представляется весьма уместной. Ведь если гражданин явился на избирательный участок — значит, помог тандему и партии власти создать видимость избирательного процесса и, в конечном счёте, помог им остаться ещё на один срок. Инициаторы бойкота обещают разработать типовой бланк заявления об отказе участвовать в выборах с требованием исключить подателя заявления из списка избирателей (тогда никто не сможет воспользоваться неявкой и вбросить избирательный бюллетень).

«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти…»

Реклама
Так записано в 32-й статье Конституции России. Однако нынче в парламент избирают исключительно по партийным спискам. Как тут избраться во власть не члену какой-либо разрешённой партии? Вот и изобрели путинский «народный фронт», демонстрирующий, что и беспартийные граждане могут получить места в списках «Единой России». История повторяется: в СССР тоже был единый блок коммунистов и беспартийных; только тогда застой был брежневский, а теперь путинский.

На самом деле, настоящий народный фронт может образоваться под любым названием — хоть под ником движения «Синих ведёрок». Когда придёт время… Остаётся лишь гадать, чем закончится противостояние между вертикалью власти и горизонталью народа.

Реклама

Говоря о внесистемной оппозиции, необходимо упомянуть экстремистские националистические организации и анархическую оппозицию в молодёжной среде. Первые устраивают многотысячные шествия с лозунгом «Россия для русских»; вторые (не претендуя на власть) выступают против социального неравенства и расслоения общества на очень богатых и очень бедных, для чего используют пиротехнику и взрывы малой мощности — чтобы не взорвать, а напугать обывателя.

Мы не знаем, что нас ждёт через 5−7 лет, когда подрастёт поколение нынешних школьников. Сейчас они мало о чём думают, но что будет, когда они придут во взрослую жизнь? Generation П породило олигархическую Россию, кого породит поколение сегодняшних школьников?

Реклама

Так или иначе, в современной России к оппозиции следует отнести всех тех, кто считает, что процессы политической, экономической, социальной, информационной и всякой прочей деградации в российском обществе должны быть немедленно остановлены. Такое представление об оппозиции вполне вписывается в концепцию постдемократии.

…Почему мы не говорим «аромат власти»? Наверно, потому, что ароматом можно наслаждаться, а вот запахом — не всегда. Про политику говорят, что это дело грязное. Если так, то власть имеет запах порока, предательства, кастовой корпоративности, лоббизма. Шикарные светские приёмы, фуршеты, дым дорогих сигарет не скроют истинный запах российского политического бомонда. Это вовсе не дым Отечества, который «сладок и приятен», а скорее, наоборот.

Реклама

Можно ничего не видеть и не слышать, закрыв глаза и заткнув уши. Однако пока жив, невозможно не дышать, и непременно чувствуешь запахи. На некоторых территориях зловоние политики и власти давно стало непременным атрибутом. Оно сродни запаху серы, предвещающему ад и муки семи кругов.

* * *

Говорят, чтобы получить признание, автор должен шокировать общество. Может, это и так, если «шокировать» означает «показать обществу правду», ведь в путинской России правда не частый гость. Конечно, бессмысленно задавать риторический вопрос: как показать правду? Каждый решает для себя сам.

Не за горами выборы — и парламентские, и президентские. Главный результат известен заранее. Ясно, что нынешние власти свою власть никогда никому не отдадут. Нынешние правители — это не розовые коммунисты, легко примирившиеся с потерей своего главенства в начале 90-х.

Всё так, но где-то я слышал, что бывают асимметричные ответы в критических ситуациях. Стоит лишь хорошенько подумать, поискать.

…Сегодня вечером Медведев и Путин катались на велосипедах. Кроме катания на велосипедах, они поиграли в бадминтон. Это не я сочинил. Это из сводки новостей.

Реклама