Где скрываются интересные музеи? Вастселиина

Реклама

Дождь. Не просто накрапывает, а льёт как из ведра. В салоне тепло и сухо, только вот нельзя травмировать окружающих сигаретным дымом. А так — хорошо.

Дождь. Но не для того же мы за двести километров приехали, чтобы в машине сидеть. Охота пуще неволи.

Перебираемся через овраг. Чтобы достичь стен замка, надо ещё перейти поле. Это, конечно, не совсем то, что жизнь прожить, но тоже — по густой мокрой траве. Нам кажется, что так ближе, и ещё кажется, что замок с этого ракурса будет идеален на снимке. И не идти же, как людям, по специально проложенной дорожке.

О, чудо! Во дворе замка дождя почти нет. Так, что-то там ещё капает с небес понемногу, но чисто теоретически, не больше.

Реклама

Замок Вастселиина обычно плохо получается на фотографиях. На большинстве сайтов выглядит какой-то невнятной развалиной, до каких добираются только такие фанаты, как мы, да и то, если по пути.

Действительность — иная. Впечатляет Вастселиина и радует, как может впечатлять и радовать настоящий средневековый замок.

Сложность фотографирования заключается в том, что замок сохранился фрагментами. Для создания романтического настроения трёх башен и одной стены — вполне достаточно. На фотографии сложно создать цельную картину.

Замок Вастселиина (Нейгаузен) был построен в 1342 году ландмейстером Ливонии (Тевтонский орден) и передан во владение Дерптскому епископу. Это создало впоследствии некоторую путаницу — орденским считать замок или епископским. На одном из сайтов в Вана Вастселиине обозначено сразу два замка. В 1558 году Нейгаузен взяли войска Ивана Грозного.

Реклама

Одна из башен, стоящих отдельно — явно бывший донжон — недавно подреставрирована, внутри неё восстановлены лестницы и площадки. Настолько недавно, что явственно и довольно сильно пахнет свежим деревом. Поднимаемся на башню, любуемся сверху на окрестные реки и ёлки.

Спускаемся, идём к выходу. Теперь уже по проторенной дорожке, как положено. Перед замком — поле. Перед полем — большой амбар. Перед амбаром — дорога. На другой стороне дороги — маленький домик, так и хочется сказать — избушка.

Двери избушки гостеприимно распахнуты. Висит какая-то табличка. Читать неохота — всё равно по-эстонски я знаю только «Тере омикуст», а уже накатывает предвкушение горячего шоколада или, по меньшей мере, кофе.

Реклама

Кофе удалось раздобыть только через 30 километров, но я об этом даже не жалею. Избушка оказалась музеем. Причём таким музеем, экспонаты которого хочется посмотреть по второму кругу. В этом нет ничего невозможного, экспонатов на самом деле не так много, а весь музей занимает не больше площади, чем двухкомнатная квартира. Но это нисколько не умаляет его достоинств.

Как-то волшебством кажется встретить музей в посёлке, состоящем из четырёх, максимум пяти домов, пусть и рядом с шикарным замком, но вдали от стандартных туристических троп. Но продолжим.

Входим в избушку — предвкушение кофе — и утыкаемся в рыцаря, с мечом на поясе, по всей форме. Не так уж и по всей при ближайшем рассмотрении, доспех частичный, основу составляет кольчуга. Впрочем. И в реале не у каждого рыцаря хватало денег на сплошную броню. Супруга сильно удивлена формой шлема. Ещё бы — в большинстве известных музеев выставлены парадные или турнирные шлемы рыцарей самого позднего Средневековья. А здесь — хундсгугель, пёсья морда, мода

Реклама
XIV—XV вв.еков. Это уже через год, в другом конце Европы, я сподобился хундсгугель примерить, а на тот момент увидеть его вживую было приятной неожиданностью.

Смотрительница музея нас радушно приветствует. Пристаю с вопросами. Вход — бесплатный, но более развёрнутой информации по причине языкового барьера добыть не удаётся.

На столе — макет замка, каким он был во времена процветания. На окне — симпатичный стеклянный паучок (достаточно часто встречающийся средневековый символ). В углу — кресло для пыток, в хорошем состоянии, возможно, действующее. На другом столике — хрустальные синие и жёлтые шашки на хрустальной доске. Наверное, стеклянные, но впечатление производят. На стенах развешаны одежды. Средневековые, естественно. Каждая — с биркой. К деревянному сундуку двумя стрелами с жёлтым оперением пришпилена записка, из которой явствует, что костюмы по моде

Реклама
XIII—XV вв.еков изготовила Илона Айм. Смотрительница уже объяснила нам, что это продаётся. Может быть, это не музей, а магазин?

Одна из стен костюмами не занята. Здесь — выставка детских работ. Одна из них — на английском, изучаем досконально. Работа — шикарная. Краткая, но интересная история замка Вастселиина, плюс картинка с виселицей — Иван Грозный приказал казнить всех защитников замка после его захвата.

Кроме этого — общая фотография жителей посёлка на фоне замковой стены в средневековых костюмах. Принимая во внимание размеры Вана-Вастселиины, очень похоже, что всех жителей поселка. За исключением тёти Каи, которая отдельно, в бархатном зелёном платье и верхом на лошади. Хозяйка замка.

Реклама

На стенде со служебной информацией — адрес сайта. Хотелось побольше узнать об этом замечательном музее и о Вастселиине вообще. Увы, это был сайт пещер Пиузы, тоже, конечно, интересно, но совсем не то.

В приподнятом настроении покидаем Старую Вастселиину. Так это получилось мило и неожиданно. Место, куда хочется вернуться. Впрочем, четыреста км (туда и обратно) — не такой уж большой крюк.

Музей и замок расположены в посёлке Вана (Старая) Вастселиина. Недалеко есть ещё и новая. До границы с Россией — 13 километров, до границы с Латвией — 30. До города Выру, куда мы и отправились ужинать — 29.

Именно Вастселиина подкинула мысль о скрывающихся музеях. Здесь вообще экстремальный вариант — сайта своего нет, на Визитэстония — ничего нет, на сайте Выруского уезда — полная тишина. Даже на сайте находящихся рядом пещер — тоже ничего. Изощрённый поиск по Гуглу на трёх языках — полный ноль. Нет, замок попадается, конечно, и нередко, а про музей никто ничего не знает.

Ну, теперь вы будете знать.

Реклама