Ток-Пип-Шоу. Где находится рейтинг?

Реклама

Что такое ток-шоу, знает уже даже младенец. Создателем этого жанра (talk — ток-разговаривать) считается Фил Донахью, супер-успешной продолжательницей — Опра Уинфри (совсем недавно она закрыла свое шоу, что стало одной из главных мировых новостей).

Пип-шоу (peep — пип — подглядывать) — заведение, в котором можно было за небольшую денежку посмотреть захватывающее действо раздевания женщины. Придумал его когда-то Рубен Струман, сейчас это выглядит чуть ли не целомудренно: ведь зритель смотрел через окошко, с согласия «выступающей», все было анонимно.

СССР благополучно обходился и без того, и без другого. Ток-шоу было невозможно, потому что невозможны были «вопросы с места», пип-шоу — потому что «секса у нас не было». Так и жили, то тужили, то не тужили, а потом порывистым ветром свободы нас вынесло сразу в одно сплошное шоу. Соединенное.

Реклама

15 минут славы

Кто-то когда-то сказал, что в наступающем веке (уже наступившем) каждый человек будет иметь свои 15 минут славы. Возможно, он был не так уж неправ: благодаря технологиям (Интернету, в частности) нечто подобное имеет место быть. Не знаю, стало ли человечество счастливее, но многие получили возможность самовыражаться с приличной степенью публичности. И в этом нет ничего плохого за исключением криминальных случаев.

Но если обычный человек смеет самовыражаться, что же делать бедным кумирам? Такая беда: приобретают известность какие-то «ничейные» люди, отнимая хлеб насущный — славу. А вдруг публика забудет? И в ход идет все.

Она, наконец, расскажет сегодня о своей истерзанной душе!

Реклама
Торжественный тон рекламы заявленной телепередачи напоминает что-то из детства, кажется, из парадов. О, она расскажет о своей истерзанной душе! Верю — расскажет. И назовет поименно, кто терзал ее душу и при каких обстоятельствах.

Вы, наконец, узнаете, как они делили (имущество, детей, артистов, если продюсеры)! — замогильно-торжественно обещает мне телевизор. А то я не знаю, как они делят.

Гага наконец-то показала, что у нее между ног на самом деле! (реальный заголовок, который торчит в Сети). Каким-то чудом я знаю, кто такая Гага. Или не знаю, но откуда-то дошло, хотя я и не просила этой информации. О чем же мечтали узнать люди, которые проходили по ссылке (а потом еще и размещали «материальчик» на своих сайтах)? Какие жизненно важные сведения страждали получить читатели? Что, так много здесь вариантов? Пара-тройка, точно не больше. Но интерес немалый.

Реклама

Всё расскажут, часть покажут — внакладе не останемся. Вместо одежды — тату! (реклама). Зрителям остается только жадно смаковать, заглатывая трудноперевариваемые куски того, что ныне, видимо, считается «пищей и пойлом духовными».

Уважаю тех, кто молчит. Таких немало даже в шоу-бизнесе — просто держат благодарное человечество за порогом своего дома. И это не значит, что им нечего рассказать. Но у них нет желания оголить свою жизнь.

Вопрос даже не в том, рассказывать или нет, делиться или нет. Вопрос в темах и в чувстве меры. И о семье можно рассказать, даже о возлюбленных, если уж невтерпеж. И о личном опыте борьбы с какой-нибудь болезнью, и о радостях и горестях — все можно делать с достоинством, не нарочито и без пошлости. А то ведь —

Реклама
Жесть полная! (из заголовка)

Завалинка

С другой стороны, люди потеряли завалинку. Ту самую, на которой можно было сидеть, лузгать семечки и перемалывать всем косточки. И ничего плохого в этом тоже не было.

Да, в деревнях и селах что-то осталось, и в городах еще иногда встречается. Но все меньше и меньше. Дело даже не в том, что дома стали огромными и всех соседей не упомнишь. Дело во всеобщем отчуждении.

Завалинки уходят вместе с функцией обсуждения и вырабатывания общественного мнения. В данном случае неважно даже, справедливое или несправедливое было это общественное мнение. Второе столь же вероятно, как и первое. Но общественное мнение было, пусть на уровне «с кем можно спать, с кем нельзя», «сколько можно выпить, а сколько уже свинство». Вся жизнь была на всеобщем обозрении — от песочницы до могилы каждого отдельного человека. Кто кому разбил нос, кто кому носит портфель из школы, у кого что болит, кто как хозяйствует. Наряду с церковными заповедями вырабатывались свои народные «что такое хорошо, что такое плохо».

Реклама

Возможно, это было ужасно. Большую часть жизни проводить «на обозрении» — не исключено, что все косточки будут перемолоты в костную муку. Однако это было реальным общественным мнением реального общества. От которого тоже многим хотелось сбежать куда подальше. И сбегали. Но сейчас отсутствует и общественное мнение, как отсутствует «хорошо и плохо».

Герои, кумиры, они же — звезды

О «героях нашего времени» написано немало, в том числе и серьезных работ в области философии. Но и без всяких толстых трактатов все всё понимают. Некий вполне уважаемый телеканал в выходные лучше даже случайно не включать. Почему-то считается, что главная потребность населения в свои законные выходные дни — это смаковать скандалы, интриги и прочее «ты не поверишь». Да поверю я, поверю. Только смотреть на эту вакханалию не хочу.

Реклама

Традиционное возражение, давно ставшее последним аргументом — и не смотри, никто не заставляет. Немного лукавый аргумент: не смотри тут, не смотри там — далее везде? Пытаюсь понять — зачем это показывают целыми вечерами? Неужели всерьез считают, что в будние дни люди спят и видят все эти сюжеты? Но мы покажем, а вы посмотрите! Главное — все при деле.

Показывают все. Разве что еще не повсеместно показывают казни, и на том спасибо. Личная жизнь становится товаром. Нет творческого продукта, нет личности, нет мыслей, одни «истории». Но!

Даже у «звезд» есть потребность получить поддержку нашего псевдо-общества в преодолении собственных внутренних проблем. Человек нуждается в оценке окружающих, даже в некоей санкции на свои поступки. Но меры часто не хватает.

Реклама

Броский заголовок

О заголовках написаны тома — вот такой парадокс нашего времени. «Как написать заголовок», который привлечет, завлечет, приведет, откроет статью, продаст книгу. Заголовки пишутся — часто крикливо, «шумно», пошло и вульгарно. А реального содержания — на понюх табака. Все это — общий показатель вкуса. «Средний по больнице», так сказать.

Рейтинг находится ниже пояса

Увы, рейтинг многих передач действительно находится ниже пояса. Надо сказать, что низменное достойно изучения. Но достойно изумления, что изучается только низменное. Все остальное — ограничено. Ведь это же надо думать, да еще и учитывать, что люди разные и нравятся им разные вещи: «кому поп, кому попадья, кому попова дочка» (пословица). Люди читают разные книги, слушают разную музыку и прочее, что совершенно не значит, что они горят желанием непрерывно лицезреть чужое исподнее. Однако считается, что именно оно — беспроигрышно и универсально. Так и живем.

Реклама

Когда речь идет преимущественно о низменном, когда культура в резервации, когда нет авторитетов, а есть только разделение на богатых и бедных — тогда и людьми управлять легче. Если с утра до ночи рассказывать «про это» в сглаженном виде обсуждения частной жизни — то какую именно субстанцию под названием «национальная идея» днем с огнем ищут перед каждыми выборами? Откуда ей взяться?

Но зритель или читатель пресытился — по крайней мере, у меня такое впечатление. Не знаю, чувствуют ли это властители не столько дум, сколько эфиров и изданий. Да и куда дальше? Нельзя быть желтее уже самого яркого желтого.

Реклама