По словам моей собеседницы, определение queer зависит от представлений самого человека, который квир. Например, человек, у которого сексуальная ориентация или гендер не совпадают с узкими границами гетеросексуальности. Квир включает в себя всех, исключенных обществом — lesbians, gays, bisexuals, transgender people, их союзников и всех других не-гетеросексуалов.
Понятие bisexual подразумевает, что есть всего два гендера, но количество гендеров не ограничено. Как назовет себя человек, у которого гендер постоянно меняется? У которого гендер подвижный, нестатичный? Гендер-квир. У слова «квир» нет статичных границ, и поэтому оно радикальное. Включает в себя всех, кто хочет называть себя квир. Можно быть гееем и квир, лесбиянкой и квир, или геем и неквир, лесбиянкой и неквир. Можно даже быть «традиционным» в гендере, ориентации в бытовой жизни, и быть квир политически. Раньше квир было оскорбительным обозначением людей-ЛГБТ (Лесбиянки-Геи-Бисексуалы-Трансгендеры). Теперь это радикальное и политическое слово.
Движение ЛГБТ делает шаги вперед. Но не все люди признают квир-разнообразие. Квир часто имеют и другие радикальные политические взгляды. Например, «радикальные квир» — это квир-анархисты. Они часто не поддерживают движение за однополые браки, так как они против брака вообще (но это политическое мнение — не значит, что они как-то мешают этому активизму).
В Калифорнии в 2008 г. Высший суд штата решил, что запрет однополых браков нарушает конституционные права граждан штата. Однополый брак стал легальным. В том же году правые группы организовались в «Инициативу-8» с целью изменить Калифорнийскую конституцию, чтобы она дала определение браку как разнополому союзу (раньше просто было написано «брак», без определения что это такое). 52% граждан проголосовали «за», и однополые браки снова стали нелегальны. После этого несколько однополых пар обратились в суд девяти штатов (district 9), утверждая, что «Инициатива-8» нарушает Конституцию США. Высший суд должен решить, гарантирует ли Конституция право на однополый брак. И это решение будет последним.
Сегодня однополые браки регистрируются в пяти штатах и признаются еще в трех. На федеральном уровне пытаются принять закон, который защитит всех людей-ЛГБТ от дискриминации на работе (Employment Non-Discrimination Act — ENDA). В 2007 г. смогли бы принять закон, если бы не добивались в нем прав и для трансгендеров, но большинство активистов и организаций решили, что солидарность очень важна, и отказались поддерживать ENDA без зашиты прав трансгендеров.
Есть много организаций мейнстрим-активистов. Самая большая — это Human Rights Campaign. Однако именно они поддержали ENDA без трансгендеров в 2007 г. Против них квиры и трансгендеры организовали протесты.
Но есть и другие группы. Одна из них — это очень радикальная группа, называется Gay Shame. Они против ассимиляции ЛГБТ и квир в мейнстрим-общество, потому что оно полно расизма, капитализма, эксплуатации и так далее. Многие в группе — анархисты, и занимаются прямым действием. Это протест против власти и дискриминации в обществе. Есть еще группа Pride at Work, которая организует ЛГБТ и квир-рабочих.
На мой вопрос о том, каким местоимением называют себя квир, когда говорят о себе, говорят ли они «она», «он», собеседница ответила, что каждый выбирает местоимение, которое ему подходит. Люди могут выбрать между традиционными местоимениями he и she. Или они могут придумать новое — как ze и hir. Собеседница предпочитала местоимение they. При встрече с квир в Сан-Франциско принято спрашивать, какие местоимения они предпочитают.
Затем мы поговорили про район Сан-Франциско, увешанный радужными флагами, гей-район Кастро. Раньше он был более радикальным, теперь там живут мейнстрим-геи, то есть белые, богатые геи с расовой и экономической привилегией. Радикальные квир относятся к этому району с сомнением или отвращением. Но этот район важен — подобных в Америке немного, особенно таких популярных и развитых. Его очень любят туристы. Если раньше Castro был центром гей-активизма, теперь он больше центр гей-потребительства. Капитализм его кооптировал. Кастро похож на другие буржуазные районы города, просто половина жителей — геи.
В районе Castro находится Общественный центр для всех ЛГБТ-людей. Там есть группы поддержки для молодых людей, проводятся всевозможные мероприятия, концерты, программы медицинских услуг, детский сад для детей из ЛГБТ-семей, галерея искусств людей-ЛГБТ, ежегодный кинофестиваль, программы помощи в поисках работы для ЛГБТ
Несмотря на просветительскую деятельность, дискриминация в Калифорнии сохраняется. Бывают учителя, профессора, врачи, полицейские и просто люди, которые против ЛГБТ. Но это не принято и считается среди культурных людей аморальным, низким, неадекватным поведением.
В Беркли также существует легендарная клиника для бедных, которая ведет свою историю от хипповых бунтов и битвы за Народный парк. Клиника Беркли предоставляет бесплатные медицинские услуги всем, кому они нужны, там работает этноколлектив. Причем все, кто там что-то делает, работают не за деньги, а потому что они хотят помочь людям. В эту клинику обращаются студенты, бедные, бездомные, наркоманы. Им там оказывают медицинские услуги, многие из них — профилактические, в клинике делают прививки, проводят анализы на заболевания, в основном — на передающиеся половым путем. Клиника существует на пожертвования частных лиц, небольшое количество денег выплачивается от штата Калифорния.
В Сан-Франциско много гей-клубов и гей-галерей, где проходит множество мероприятий. Особенно во время месяца прайда — просто всё везде связанно с ЛГБТ. Весь город идет на парад, который длится три дня подряд.
В Сан-Франциско прайд — самая важная праздничная традиция всего города. Городской большой праздник, куда приходят все, участвуют левые группы, люди-ЛГБТ из района, из города, из Калифорнии и вообще со всей страны. Там присутствует много союзников ЛГБТ. И вообще людей, которым просто приятно и интересно прийти на большой праздник в городе. Прайд длится три дня. И каждый день посвящен одной группе. Пятница — день трансгендеров. Множество людей — трансгендеры и их союзники — собираются в парке. Там концерт, разные люди поют песни, связанные с правами, выступают певцы-ЛГБТ, звучат песни и речи, связанные с правами людей-трансгендеров. И потом проходит марш по улицам.
На мой вопрос, что помогает американцам преодолеть ксенофобию, собеседница ответила, что надо общаться с разными людьми. Это помогает понять, что все люди прежде всего похожи, и никто не должен страдать от дискриминации. Надо общаться с людьми, которые отличаются от вас расово и экономически. Так можно лучше прочувствовать такие понятия, как «расизм», «нищета», «сексизм», «трансфобия» — это перестает быть просто словами и позволяет не поддаваться общественным стереотипам, которые поддерживают угнетение, помогает преодолеть невежество и неведение.