…Часы на башне бьют десять раз, и я вступаю под величественные своды церкви Всех Святых. Это город Норвич, графство Норфолк. Я надеваю фартук, становлюсь к мойке, где уже громоздится гора чашек, и начинаю мыть посуду. В этой церкви больше не проводятся службы. Теперь это центр дневного пребывания людей, которым некуда податься, а я здесь волонтер, посудомойка в кафе для бездомных. Я убираю со столов и мою посуду.
Рядом со мной в закутке за стойкой делает сэндвичи Рэйчел. Она здесь единственный человек, который получает за свою работу деньги. Рэйчел — повар, кроме сэндвичей, она готовит салаты и самые простые горячие блюда, типа яичницы и котлет с гарниром. «Бармен» — Айрис, очень немолодая женщина. Она передвигается, опираясь на палку. Айрис наливает посетителям чай, кофе, подает сэндвичи, кексы и разные другие вкусности. Марк, молодой парень, стоящий рядом со мной у мойки, вот уже минут двадцать трет одно и то же блюдце. Никто не делает ему замечаний по этому поводу. Марк имеет ментальные проблемы. Он работает волонтером, чтобы чувствовать себя полезным. Так ему помогают влиться в
Еда здесь небесплатная, но очень дешевая. Обстановка уютная, домашняя. Сюда часто забегают перекусить многие служащие из расположенных поблизости офисов и магазинов. Есть постоянные посетители, которых встречают как друзей дома. Частые гости — родители с детьми, заходят и туристы. Никого не смущает соседство с не слишком респектабельными членами общества. Те, для кого это помещение предназначено, обычно располагаются в креслах, на диванчиках вокруг низких столиков «на своей половине» и проводят там весь день. Все посетители могут пользоваться библиотекой. Полки с журналами и книгами находятся ближе к алтарной части, а на месте алтаря — портрет леди, чьи пожертвования помогли создать этот центр.
Вот маленький магазинчик, который носит гордое название «World shop». Он торгует изделиями ремесленников из стран Азии и Африки, книгами на разных языках, записями фольклорной музыки, открытками, а также кофе, чаем, пряностями и джемом. Есть библиотека для учителей, с материалами о развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Магазин поддерживает программу Fair Trade (Честная торговля для развивающихся стран). Когда выяснилось, что я ничего не знаю об этой программе, мои собеседники, будучи корректными, тактичными людьми, постарались скрыть свое удивление этим фактом. Работают здесь, опять-таки, волонтеры. Раз в неделю три часа в день я проводила в этом магазине. Я вытирала пыль с многочисленных жирафов, страусов, змей из глины и металла, расставляла на полках новый товар, стояла за кассой, а когда не было посетителей, утыкалась в какую-нибудь книгу.
Не могу не рассказать об одном смешном случае из личного опыта. Однажды в магазин ввалилась шумная группа подростков, своими замашками весьма напоминавшая группу захвата. Я услышала русские слова.
С расторопностью ищеек ребята быстро обследовали магазин, и один из них провозгласил: «Пошли, здесь ничего нет!» Но тут их ждал сюрприз. Из-за кассы (а за кассой стояла я) на чистом русском языке поинтересовались: «А что вы, собственно, хотели здесь найти?» Секунда всеобщего остолбенения, потом — уши прижаты, очи потуплены, и компания быстренько просочилась на улицу.
Как я узнала, где нужны волонтеры? В Норвиче (это главный город Норфолка) есть центр волонтерской деятельности. Там сосредоточена вся информация о том, где требуются добровольцы. И о самих добровольцах тоже. В Центре можно взять буклеты, которые расскажут вам, где вы можете помочь. База данных содержит информацию о более чем семистах вакансиях для волонтеров, от приготовления чая до изготовления музейного оборудования.
Добровольцы опекают инвалидов, восстанавливают древние каналы, помогают в благотворительных магазинах и кафе, ухаживают за животными, работают музейными смотрителями и экскурсоводами, обучают работе на компьютере и приготовлению пищи, наблюдают, чтобы людей не застал врасплох прилив. В Норфолке море отходит чуть ли не за горизонт, и страшно его возвращение… И уж, конечно, без волонтеров немыслима охрана окружающей среды. Фермеры и служащие, домохозяйки и студенты укрепляют берега речек, засыпают промоины, укрепляют мостики, ставят скамейки для отдыха. По официальным данным, более половины населения Англии вовлечено в волонтерскую деятельность.
Итак, почему англичане становятся волонтерами? Что заставляло передвигающуюся с большим трудом Айрис раз в неделю приходить в кафе и наливать чай бродягам? Почему хозяин маленькой автомойки собирал деньги на поездку чернобыльских детей в Норвич? Я думаю, что хотя туристов в английских церквях гораздо больше, чем прихожан, все-таки христианские ценности, такие, как помощь ближнему, глубоко укоренились в сознании людей. Есть готовность в любой момент подставить плечо. Кроме того, выяснилось, что волонтерская деятельность много дает и самим добровольцам.
Оказалось, что помогать другим полезно для здоровья. Из шестисот опрошенных норфолкских волонтеров 47% сообщили, что стали лучше себя чувствовать, 25% сбросили вес, 22% молодых людей стали меньше потреблять алкоголя, а 30% таких же молодых смогли бросить курить! Буклет Центра обещает, что вы приобретете новые навыки и опыт, а это реально повысит ваши шансы устроиться на работу, найдете новых друзей. И это действительно так. Застенчивые, неуверенные в себе люди ощутят доброжелательную поддержку. Если кто-то ищет спутника жизни, зачем тратить время на вечеринках «для взрослых»? Если ты целый день рядом с человеком хлюпаешь по болоту или таскаешь и укладываешь камни, то тут сразу видно, кто есть кто. А как здорово, закончив работу, почувствовать гордость: «Мы сделали это!»
Пожелавшему влиться в ряды волонтеров предлагают заполнить анкету и беседуют с ним. Выясняют, почему он решил стать волонтером. Кое-кто из молодых людей честно отвечает, что ему надо приобрести опыт работы, чтобы потом устроиться по специальности. Это совершенно нормально. Спрашивают, какими навыками вы владеете, сколько времени можете работать, предпочитаете работать в коллективе или в одиночку, в каком районе Норфолка вам удобно работать. Есть и региональные отделения, можно обратиться к представителям Центра по своему месту жительства. Но если вы собрались работать с детьми, инвалидами или пожилыми людьми, вас ждет серьезная проверка. Вы заполняете дополнительную, очень подробную анкету про себя и своих родственников, и ее в течение нескольких месяцев будет проверять полиция.
И вот еще о чем говорится в буклете Центра:
Вы даже не представляете себе, как, отдавая так мало времени, вы можете совершить такие большие перемены в вашем городе или деревне. Ваша роль может быть значительно больше, чем вы думаете.