Расстрелять посмертно. Что мы выясняем в комментариях?

Реклама

Ни одна страна в мире так не озабочена своим прошлым, как Россия. Нигде, ни в одном государстве нет таких яростных драк в обсуждении давно прошедших событий. Возможно, что все иностранцы «ну тупы-ы-е» (уже идиома), но почему-то живут лучше. Точно лучше в материальном плане, что здесь редко встретишь. Точно лучше в ощущении сплоченности общества, в гражданском отклике на происходящие события внутри своих стран и в мире вообще.

Речь, конечно, о западном обществе, которое идеализировать тоже не нужно. Но свои проблемы пусть они решают сами. И ведь там — кто-то знает школьный курс истории, кто-то не знает. Течению обыденной жизни это совсем не мешает.

Здесь все по-другому. Значит — болит, саднит. И это не фантомные боли.

Реклама

Николай Второй — помазанник Божий и великий государь!!! Нет! Не-ет! Он — кровопийца и довел страну!!! Послушайте, но ведь Николай уже расстрелян. Вместе с женой, детьми, доктором Боткиным и другими. Пусть покоится. И от престола он отрекся — о чем мало кто вспоминает. И настрадался. Лучше самому миллионы и миллионы раз умирать самой мучительной смертью, чем пережить то, что пережил уже обычный мужчина — глава большого семейства.

Ленин — великий вождь и государственный деятель!!! Нет уж — он узурпатор власти и отец репрессий!!! Здесь ситуация пока затяжная и еще заковыристее, поскольку все помнят про Мавзолей. Вот нет в стране более важных проблем, чем «выносить или не выносить». И что интересно: вопрос даже не в том, что дороже — содержать или вынести, вопрос идеологический. Исключительно насущный. Как будто только от него зависит, вымрем мы немедленно или несколько позже.

Реклама

У вас был Брежнев — отец застоя!!! А у вас кто? Пушкин? И каким боком ответственны за Брежнева те, кто при нем родился или жил? Всех осудить и расстрелять? За что? За то, что не пошли на баррикады, которых не было? А вы пошли?

Да, были те, кто восставал. Единицы. Честь и хвала выжившим, вечная память ушедшим. С остальными-то что? С сотней и более миллионов? В Гаагский трибунал, что ли? Так он не резиновый, как и Лондон не резиновый. Да и не берут, не нужны мы там. Нет состава преступления. И никогда не было. Мы не нужны ни в Гааге, ни в Лондоне. Мы нужны только самим себе.

И люди — жили. Как могли, как понимали. Эти люди заслуживают всяческого уважения, потому что — выживая — они умудрялись еще и жить полноценно. Кому и в чем каяться? Люди лишены достойного настоящего. Оставьте им

Реклама
достойное прошлое.

Ага! У вас был тоталитаризм!!! — Ага, я за это ответственна, кто же еще. — Да как вы смеете писать о тоталитаризме, вы — враг (врагиня) народа!!! Ну да, теперь и словечка не скажи — тоталитарненько так навязывают, о чем можно, о чем — молчок. Кстати, давно отмечено, что именно в условиях тоталитарного общества часто возникают самые сильные идеи, рождаются самые интересные произведения литературы и искусства. Просто потому, что люди не размениваются на коммерческое, его для большинства нет — этого коммерческого. А идеи рождаются и выкристаллизовываются в любых режимах.

Писать о тоталитаризме — не есть желать тоталитаризма. Писать о тоталитаризме — не есть желание «осквернить все светлое и святое». Писать о тоталитаризме — это просто писать о тоталитаризме, ничего более. Важно — как писать.

Реклама

Продолжаем читать комментарии.

Петр Первый — великий реформатор!!! — Да злодей он, Русь на уши поставил!!!

Иван Грозный — собиратель земель и великий строитель!!! — О! Иван Грозный — палач из палачей!!!

Даже Рюрик сейчас живее всех живых. Ну столько вопросов с Рюриком! И к Рюрику. Кто таков, откель взялся? Главное — ну очень злободневная проблема. Хорошо, что царь Горох — у нас персонаж мифологический. А то бы было… — Да он такой-сякой! — Да что вы там понимаете, да при нем все цвело и пахло! Выясняли бы часами, и что там при царе Горохе было, и как — интересно же. Так хочется взять какого-нибудь исторического деятеля за грудки и вопросить: «Ты пошто, паршивец, такое вытворял?» И привести свой приговор в исполнение.

Реклама

Есть английская поговорка про воду под мостом (It's all water under the bridge. — Это дела минувших дней). Вода уже утекла. Вода совсем другая, и она меняется с каждой минутой. А у нас что — стоячая вода под мостом? Нет, она тоже течет. Это мы стоим и видим только прошлые свои отражения.

Знать историю своей страны надо (и не только своей). Знать культуру своей страны необходимо (и не только своей). Но жить лучше настоящим. Тем более, что проблем в нем — море разливанное, а не просто вода под мостом, такое море, что кажется — вовек не вычерпать. Вот и продолжаем…

Да он! Он великий и могучий!!! Да, в том числе — великий и могучий Людоед. И по соседству тогда сплошные людоеды правили, людоед на людоеде, людоедом погонял. Потом они бились. То есть бились опять же люди. Вечная им память. С выживших — пылинки сдувать.

Реклама

С царями-государями продолжаем разбираться. Про людей забываем, в том числе — про себя. Прошлое не надо хоронить. Раз оно еще живое — хоронить не надо. Нужно просто немного отодвинуть его от себя, как мы отодвигаем кастрюли с горячей едой от детей. Давайте знать и любить ту историю, которая есть. Другой не дано. «Хороший царь-батюшка» — иногда кажется, что это из разряда мифотворчества. Был, конечно, великий человек — Махатма Ганди. Но правил он в Индии. И его убили.

Знать нужно. И давайте продолжать свои исторические изыскания, кому какие интересны. Давайте даже спорить — но чуть отстраненно. От наших споров уже ничего не зависит в том, что касается прошлого. Не восприятие прошлого, а событийная канва — это уже не зависит. Настоящее-то не сильно от нас зависит. Но все же. Кусочек настоящего здесь, малая толика будущего там — уже хлеб. Ноздреватый, негладкий, пахучий. Зрелища у нас уже есть, хлеба вот может не хватить.

А настоящее складывается из множества проблем. Их и нужно решать здесь и сейчас, защищая не чьи-то интересы, а свои маленькие, собственные. Очень конкретные личные права — они и есть самые важные. А не вообще и в целом. Это самое трудное — не вообще и в целом, а очень конкретно. В наших условиях — запредельно трудное дело — защищать свои собственные права в самых простых и обычных случаях. А уж помочь соседу защитить…

Реклама