Прежде за этим фасадом тоже находился отель, знаменитый иерусалимский «Палас». Отель этот — памятник эпохи британского мандата, которая началась в 1922 году. Тогда Иерусалим, бывший до тех пор захолустным городом на окраине Османской империи, стал в одночасье столицей подмандатной Палестины. Тогда-то и начался строительный бум, в котором евреи и арабы стремились обогнать друг друга.
Строительство того, старого, отеля «Палас» финансировал глава многочисленного клана Хуссейни Хадж Амин аль Хуссейни (1893−1974). По его замыслу роскошный и чрезвычайно комфортабельный по тогдашним временам отель должен был превратить Иерусалим в важнейший центр мусульманского мира. Что, несомненно, придало бы вес клану Хуссейни, который с давних пор контролировал Иерусалим и его окрестности. Все, что происходило здесь, так или иначе затрагивало интересы клана, который по этой причине был настроен весьма оппозиционно к любым властям.
Сейчас принято считать, что святость Иерусалима для мусульман сравнима с его святостью для христиан и евреев. На самом деле это не так. Хотя бы потому, что Иерусалим ни разу не упоминается в Коране. Но аль Хуссейни, который был к тому же и муфтием (главой мусульман) Иерусалима, попытался доказать, что именно мечеть на Храмовой горе упоминается в 17-й суре Корана как мечеть аль-Акса (что по-арабски означает «удаленная»). В ход пошла не только теология, но и немалые деньги, пущенные как на обновление святынь ислама на Храмовой горе, так и на подкуп мусульманских ученых тоже. Так что аль Хуссейни недаром поместил отрывок из 17-й суры Корана на фронтон построенного на свои деньги отеля. Построенного, кстати сказать, всего за 11 месяцев и обошедшегося в 70 тыс. английских фунтов. Открылся отель в 1929 году.
Был он красив. В Европе в это время только входил в моду эклектический стиль арт-деко. Неомавританский стиль «Паласа» был своеобразным ближневосточным эхом этого парижского писка моды. Фасад отеля был сделан в виде красивых и широких арок. На верхних этажах эти арки как бы продолжались подковообразными окнами и стилизованными балконами. Лобби отеля сделали в виде атриума, застекленного дворика. Восьмиугольный стеклянный фонарь атриума был новинкой иерусалимской архитектуры той поры. Великолепию внутреннего убранства соответствовали расписные потолки и стены.
Столь роскошного отеля до той поры в Иерусалиме, да и на всем Ближнем Востоке, не было. Из 145 номеров 45 имели ванную комнату. Во всех номерах — центральное отопление и телефоны. Отель был оборудован лифтами, ресторан отличался отменной кухней, а в буфетах и в барах подавали алкогольные напитки, Кораном запрещенные.
Высшей точкой в короткой своей биографии отель достиг в 1931 году. В этом году муфтий созвал в Иерусалиме пан-исламскую конференцию, на которую прибыли делегаты со всего региона и даже из Индии. Но в этом же году совсем неподалеку британцы открыли отель «King David», затмивший роскошью «Палас». Эксплуатация отеля стала нерентабельной, и через 4 года он закрылся.
Во время войны здание гостиницы экспроприировала британская администрация. На этом стоит остановиться подробнее. Британцы очень трепетно относятся к частной собственности. Чай, не большевики какие-нибудь! Но экспроприировать отель, принадлежащий аль Хуссейни, они имели полное право по законам военного времени. Поскольку Хадж Амин аль Хуссейни к тому времени уже открыто сотрудничал с нацистской Германией против англичан. Сначала, живя в Багдаде, он призывал тамошних арабов к антибританскому восстанию в пользу наступавших немцев и финансировал эту «национально-освободительную борьбу». С 1943 года Хуссейни осел в Германии, где напрямую сотрудничал с Гитлером и Гиммлером. Он организовывал исламские воинские соединения, которые сражались на стороне Германии. Известна совместная фотография аль-Хуссейни с Гитлером, который высоко оценил антиеврейские настроения аль-Хуссейни. В общем, рыбак рыбака увидел издалека.
Естественно, что после 1945 года, аль-Хуссейни в Палестине не появлялся. Здание же отеля «Палас» после 1948 года перешло к государству Израиль. Восстановить здесь отель не было никакой возможности — в нескольких десятках метров проходила линия прекращения огня между Израилем и Иорданией. Выехавшее отсюда британское налоговое управление сменило министерство промышленности и торговли Израиля. Предполагалось, что временно. Но нет ничего более постоянного, чем временное.
Министерство уехало отсюда только в 2004 году. «Палас», который уже давно перестал быть объектом чьих-то политических амбиций купил канадский миллиардер еврейского происхождения Пол Райхман (Paul Reichmann)
Стоимость проекта восстановления отеля «Палас» составляет 107 млн. долларов. В новом отеле будет 180 номеров и 40 квартир (свит). Чтобы сделать проект экономически более выгодным, старый корпус «Паласа» окружают восьмиэтажным зданием. Здешнее престижное жилье, 28 очень дорогих квартир — проектировщики в этом уверены — раскупят богатые религиозные евреи из-за рубежа, чтобы приезжать сюда на Пасху и Суккот. Раскупить-то они его раскупят, говорят противники проекта, но большую часть года квартиры эти будут пустовать. Подобные «мертвые» районы в Иерусалиме уже имеются.
В свою очередь, авторы проекта возражают, что такие «мертвые» многоэтажки лучше жилья бедного и ветхого. Тем более, что узкую улочку раби Давида Бен-Шимона, которая проходит между двумя строящимися зданиями, замостят брусчаткой, и она станет пешеходной зоной, вроде находящейся напротив улицы Мамила.