Недавно я взглянул на ситуацию глазами маркетолога и пришел к занимательным выводам, коими и хочу с вами поделиться.
Из известного котлеровского маркетинг-микса (4P — Product (Продукт), Price (Цена), Place (Место) и Promotion (Продвижение товара на рынок) у египетских предпринимателей активно используемым является только последний — Продвижение. Ибо товар у всех однотипный и преимущественно, как бы у нас сказали, с Малой Арнаутской, место, несмотря на различие в географических координатах, одно и то же — «поближе к туристам», цена одинаковая на все товары — «отфонарная» в силу национальных особенностей торговли. Таким образом, единственное, что остается несчастному египетскому торговцу — это самовыражение в промоушене (ничего, что я по-английски?)
Что египтяне делают на ниве продвижения?
Конечно же, выделяют свою лавчонку среди всех прочих. Пестрыми надписями на ломанных языках мира — русском, английском, немецком и прочих. Но поскольку делают это все — выделиться не получается. Все магазинчики выглядят однотипно, и отличить их можно либо по особо примечательным «шедеврам» на вывесках (типа «Египетские елки-палки»), либо по выдающимся формам или манере общения продавца. Все!
Затем продавцы изучают языки мира. Не на курсах и не в Каирском университете (о МГИМО там вообще не слыхали), а у туристов. А поскольку все вы примерно представляете средний культурный уровень, скажем, наших туристов, то можете себе представить, чему они там научили несчастных египетских работников прилавка. Иногда уши скручиваются в трубочку, когда слушаешь эти «рекламные лозунги» и приглашения посетить их магазин. Причем переход на английский язык имеет примерно тот же эффект — на нем они говорят не намного лучше, чем на русском.
После привлекательной вывески и преодоления языкового барьера (думают египетские торговцы) остается только завлечь в магазин как можно больше покупателей. Потенциальных пока, но профессионализм и личное очарование продавца (вкупе со сногсшибательными скидками) легко сделают из них реальных покупателей.
Казалось бы, тут и кроется та огромная ниша для самовыражения, выделения себя из толпы подобных, но не тут-то было. Все торговцы поголовно ведут себя примерно одинаково:
радостно зазывают тебя к себе в лавку на твоем родном (как они предполагают) языке;
хватают за руки и за одежду;
преграждают тебе путь;
задают кучу ненужных вопросов типа «Какдиля?»;
жмут руки всем и вся;
радостно сообщают о наличии корней в твоей стране (как минимум, у него есть девушка из твоего города или столицы твоей страны, как максимум — учился в одном с тобой городе, преимущественно на банкира);
предлагают огромные скидки, которые только увеличиваются по мере твоего продвижения к выходу из магазина;
просьбу назвать реальную цену воспринимают как личное оскорбление;
а уж если ты ничего не купил после торга — это вообще повод выскочить на улицу и кричать тебе в след гадости, в зависимости от лингвистической подкованности продавца и степени бесстрашия — либо на твоем языке, либо на каком-то другом, которого, как он думает, ты не понимаешь.
Зная все эти особенности, я вообще без крайней нужды стараюсь ничего не покупать в подобных лавчонках. Так что не обижайтесь те из вас, кому я соберусь подарить сувенир из, скажем, Египта — это будут первые попавшиеся магнитики из первой попавшейся лавчонки, купленные хоть за какие-то деньги, но только быстро и без глубинного обмена биографическими данными с продавцом.
А вот какая, на мой взгляд, была бы идеальная модель продвижения магазина для русских туристов «кому купить», а не «кому поторговаться и поругаться»:
оформление магазина в сдержанных тонах, без специфической арабской пестрой безвкусицы;
название магазина простое и понятно, скажем, имя владельца;
на фасаде на правильном русском крупными буквами написано: «Мы не торгуемся — у нас фиксированные реальные цены, мы не хватаем вас за одежду, мы ценим ваше время, и мы говорим о нашем товаре правду».
Если продавец еще и будет неуклонно следовать всему написанному — отбоя от реальных покупателей у него не будет. И более того — поскольку все написанное не в национальном характере арабов, то и копирования ему не стоит опасаться.
Единственное, что вызывает мои опасения — это зависть его коллег, которые враз останутся без клиентов. Потому что национальная арабская зависть пугает даже меня — украинца.