«Пусть говорят»: ирландская баллада русской сироты?

Реклама
Грандмастер

Хочется написать прямо без обиняков, не оглядываясь на красивость выдуманных слов и на то, что о тебе подумают другие, равнодушные или даже совсем не равнодушные, не прячась за общепринятыми, приятными формулировками и шаблонами: то есть о том, что ты и есть в этот момент. Написать просто и непридуманно о том, что не давало спать прошедшей ночью и что не выходит из воспаленной головы сегодняшним днем. (У мужчины нет других проблем).

«Пусть говорят» с А. Малаховым. Не люблю и не смотрю эту передачу по простой причине ее скандальности и выплескивания жизненной грязи, о которую так любит мараться среднестатистический зритель, уютно наблюдая за чужой депрессией со стороны. Оно и понятно: чужая грязь — всегда боль, беда, — интересны, как ничто другое. Выставленные на всеобщее обозрение, на потребу. А «наблюдание» за чужой бедой, как известно, заставляет забыть о своих проблемах. Эксгибиоционизм на двенадцать часовых поясов с отстраненными поучениями «после драки» от лоснящихся депутатов и благополучных дамочек — московских чего-то-там-ведов. Но дело не в этом.

Реклама

Речь в программе шла о некой гражданке Ирландии, человеке года там, у себя, помогающей усыновлять российских детей у себя дома. И как всегда, сказка о Золушке, бедной сироте — русской девочке-замарашке из полунищего детского дома, который «совсем даже не хуже остальных». О Золушке, которая превращается в принцессу, — ее усыновляет семья этой самой гражданки, и она теперь счастливая и довольная привалившим счастьем, старается изо всех сил забыть свое несчастливое прошлое: успешно забывает родной язык, не вспоминает брата, явившегося к ней на передачу, и полусумасшедшую мать, о которой продолжает твердить: «No, I don’t wanna see her. No, I don’t wanna see her»…

Реклама

Не знаю, я не видел передачу с начала, не ознакомился со всеми трудностями прошлого этой девушки, но радость за нее, красивую и благополучную, — а порадоваться от всего сердца можно (ее удочерили, приняли, полюбили), — мне омрачает одна невзрачная картинка продолжительностью ровно пять секунд: страшная женщина с сумасшедшим лицом, тычущая старой фотографией своей дочери жадным до жареного и пареного журналистам. Ее мать. И повторяемое «No, I don’t wanna see her, I don’t wanna see her»…

Одно это, такое короткое и отчужденное, как одна галактика от другой, «I don’t wanna see her» крошит такую умиляющую картинку с почтовой открытки дублинского шаблонного благополучия с его материальными цацками и заставляет думать, что счастья не будет. Нет, будет все. Будут друзья, будет колледж, будет своя семья и свои не менее счастливые детки. Короче, будут все обязательные атрибуты of happiness the Western style, но память и совесть, если она все же есть, не отпустят.

Реклама

Если вздумалось бы мне сегодня, в наши славные дни рынка и все более расцветающего махровым цветом российского капитализма, со всеми его нанотехнологиями, газом и нефтью, нарисовать плакат под названием «Родина-мать зовет!», — не важно, куда и зачем, просто «зовет», — я бы нарисовал эту сбрендившую женщину. В стареньком платочке, с умопомраченными глазами и с портретом своего ребенка в сморщенных руках. Потому что для меня лицо сегодняшней русской матери — это не подбитое тремя подбородками округлое личико москвички среднего класса, с циничным проблеском жадных глазок, под мелированной по последней моде копной, более-менее благополучно стареющей на пенсии у себя в центре Москвы.

Реклама

Это даже не строгий, с крупными чертами и бескровными губами, тип лица матери, известный нам по фильмам послевоенного типа, актуальный и ныне, так как в России по-прежнему идут войны и матери продолжают терять своих детей, откуда-нибудь из Екатеринбурга, Красноярска или Владивостока. А это было бы именно такое чумное лицо с безумными глазами и сизым носом. Как лицо матери героя Василия Шукшина в фильме «Калина красная». Маленькое, все в морщинах, полупомешанное от жизни личико старушки. А у лика ее две огромные изуродованные работой руки-лопаты.

Сколько именно таких материнских лиц раскидано-разбросано по всей бескрайней России-матушке? Сколько из них медленно загибаются в своих избушках на курьих ножках, пока мы батрачим на чужбине, на чужого дядю, Сэма или Ганса, приближая светлую идею своего сытого, по западным меркам, благополучия? И у скольких есть все шансы стать таким? А ведь стать, превратиться из лица более-менее поглаженного шершавой пятерней до этого благоволившей жизни в лицо-морду, жизнью отхлестанное и даже битое в кровь, сумасшедшее, с выцветшими глазами, в великой россии (с большой писать не приходится) и во всех близлежащих деревнях и селах, важно именуемых себя «незалежными», раз плюнуть, и даже не надо растирать.

Реклама

Нищенские пенсии, чиновничий произвол, одинокая старость, болезни, алкоголизм. И наше полное страха и отвращения «I don’t wanna see her»…

На свете все банально, все не по-книжному. В ней нет места героям Джека Лондона, и даже фильмы про войну — все лишь кино. Жизнь намного безжалостнее. Намного прямее. У нее шершавые ладони и неулыбчивое лицо. Она наших сказок не читала.

И мы лишь до того момента правы в своих жизненных теориях, пока находимся по эту сторону баррикад. Как все те депутаты и дамочки-чего-то-там веды, на программе у Малахова. Наши правды звучат грозно. Мы негодуем, наставляем, поучаем. Или слюняво умиляемся, подставляя телекамерам свою выгодную сторону. А это всего лишь шоу. Шоу для нас, пока сытых. Пока по эту сторону экрана. Такое же шоу для нас, как суровая реальность для тех, кто по ту сторону.

Реклама

О, да, и мы были и по ту сторону. Но насколько по ту? И как долго? И дело в том, что, как только мы шагнули назад, в наше более-менее уютное благополучие, мы теми не остались. В этом все дело. Это как рассуждать о войне в прошедшем времени, никогда на ней не побывав.

Жить, не задумываясь, конечно проще. Глубоко радуясь поверхностному. Следуя таким простым и удобным шаблонам, выведенным другими, за нас. Мать оставила меня в детском доме, и поэтому я ее знать не хочу. Отец — пьяница, и поэтому я, ныне благополучный, не хочу иметь с ним ничего общего. Бывшая любовь — в прошлом. И вообще, у меня теперь другая жизнь. Более интересная. Другая.

Но жизнь больше наших о ней представлений. Шире. И поэтому мы всегда ошибаемся, выбирая себе легкие пути. Пока неважно кто, неважно когда, единожды, в помыслах, устремился к нам на встречу, а мы не ответили ему, или ответили равнодушием, или отторжением, мы в опасности. В опасности стать несчастливыми.

Реклама

Хочется еще упомянуть, наряду с недвусмысленно навязываемым передачей мнением о законченности и счастливости этой истории, о навязываемом глупым сердцем и не менее глупой совестью ощущении гражданской неполноценности и стыда. Неполноценности за свою «великую» родину (с большой писать не приходится), со всеми ее нанотехнологиями, нефтью и газом, великой литературой и музыкой, со всеми ее риторическими бреднями, выплевываемыми нам в лицо ежедневно СМИ. За то, что, словно как на средневековом рынке рабов, всматриваясь в личики и фигурки (читайте — заглядывая в зубы и ощупывая мускулы) мальчиков и девочек, сирот из разных домов, благополучные итальянцы, американцы и ирландцы сегодня выбирают себе будущих Луиджи, Питов, Бобов. И отчего-то не святятся радостью лица российской публики, когда им, как обученной собаке, не подают знак хлопать и радоваться.

Реклама

Отчего-то подруга главной героини, Зины, удочеренная итальянской парой и обретшая свою dolce vita, не поспешившая забыть родной язык и всю ту, «такую ужасную русскую жизнь», не торопится радоваться вместе со всеми. И как-то случайно попадает в кадр, несколько омрачая милую картинку всеобщей радостности.

И отчего-то ирландская мама главной героини, до этого так по-западному улыбчивая и полная всяческого энтузиазма, под конец совсем уж перестает радоваться и скисает, хотя ее так энергично мнет в своих руках гламурный Андрей Малахов, а публика обдает брызгами своей радости за Зину, ее ирландскую дочь. За всех российских сирот.

Реклама