СМИ: какими они стали в сегодняшней России?

Реклама
Грандмастер

Новости — наша профессия. Такой слоган использовался некоторое время назад на популярном метровом телеканале. Сейчас слоган убрали; до руководителей канала, вероятно, дошло, что в последнее время новостей они не показывают. То, что мы видим, называется по-другому; каждый может выбрать для собственного употребления тот или иной эвфемизм.

Средства массовой информации тем отличаются от книг, кинофильмов и других произведений искусства, что дают новостную информацию. Вряд ли найдётся человек, которому она абсолютно не нужна. Ну, хотя бы погоду стоит узнать, прежде чем выйти из дома. При этом мы живём в мире, где постоянно ведутся сотни информационных войн, а использовать журналиста втёмную — святое в таком мире. Но когда журналисту врут его партнёры и информационные источники, то он свободен от обязательств перед ними. Главное понять для него и для читателей (слушателей, зрителей), когда начинается враньё.

Реклама

Ещё труднее обычному человеку (обывателю, в хорошем смысле этого слова) разобраться, почему одни события попадают на страницы газет и в эфир телерадиокомпаний, а другие нет. Об этих других обыватель может просто-напросто не узнать; их как бы и нет для него.

На встрече с президентом Медведевым в декабре 2010 года руководители трёх федеральных телеканалов поведали, что в России никогда не было такой свободы слова, как нынче. Такой, как нынче — это уж точно. Я смотрел на экране телевизора на лица Эрнста, Добродеева, Кулистикова и никак не мог понять: до какой же степени собственного неуважения надо дойти, чтобы изрекать подобное? Может быть, эти господа не знают, что у них творится на каналах? Может быть, они забыли тех сотрудников администрации президента, которые вежливо уведомляют о том, какие темы следует освещать, а какие не стоит? Или эти трое господ не знают о стоп-листах, которые существуют на возглавляемых ими телеканалах? Всё они отлично знают и помнят, как знают это и сотни журналистов, работающих в Останкино. Тогда какого чёрта морочить зрителям голову?!

Реклама

Вспомним приснопамятные сто раз обруганные «Протоколы сионских мудрецов». Да, обруганные… Но там абсолютно верно описано назначение прессы (по-нынешнему СМИ) — провозглашать истины и моральные принципы. Сегодня тот, кто владеет СМИ — печатными и особенно электронными, с помощью информационных технологий может получить огромные преимущества в политике, экономике, в культурном пространстве.

Как известно, коммуникативные (информационные) каналы бывают двунаправленные и однонаправленные. Классическое (неинтерактивное) СМИ представляют собой однонаправленный канал с очень слабой обратной связью. Именно с помощью такого канала осуществляется влияние как на общественное мнение, так и на людей, принимающих решения. Таким путём с помощью СМИ формируется мейнстрим (общепринятая точка зрения) во всех областях жизни общества, а непопавших в главное течение неизбежно именуют маргиналами.

Реклама

Влияние через СМИ вполне легитимно, а эффективность такого влияния не уступает классическому для России способу — раздаче взяток.

Ещё следует отметить, что интернет навсегда изменил облик СМИ. Классические СМИ (печатные, радио и телевидение) теперь сопровождаются собственными интернет-сайтами или порталами. Иногда интернет-версии по целому ряду параметров превосходят своих классических родителей. И что самое важное: в интернет-версиях имеется обратная связь с редакцией и авторами, которая реализуется в формате гостевых книг, форумов и обсуждений публикаций.

…Мир постепенно гуманизируется. Превалирующая тенденция в борьбе за достижение той или иной цели — это использование бескровных решений. Такой подход предусматривает ведение именно информационных войн. К тому же они на несколько порядков дешевле, чем те войны, где падают бомбы, взрываются мосты, захватываются города и гибнут люди.

Реклама

В США в начале нулевых лет было создано Office of Strategic Influence (Федеральное управление стратегического влияния) с многомиллионным бюджетом. Управление финансируется Пентагоном, а его задачей является информационно-психологическое воздействие путём вбрасывания информации в СМИ и в Интернет. Фактически это управление ведёт необъявленную войну в информационном пространстве в интересах правительства США.

Однако наличие в современном мире большого количества частных негосударственных СМИ позволяет нивелировать влияние информационных потоков, которые генерируются правительствами тех или иных стран. Подобного не происходит там, где крупнейшие СМИ находятся под полным контролем государства. К таким странам относится и Россия.

Реклама

Будем честными и признаем: в сегодняшней России СМИ используются в первую очередь для достижения политических целей. Всё остальное — это побочный продукт. В стране становится всё меньше и меньше СМИ в их изначальном классическом понимании. То, что нам показывают по телевизору, телевидением по сути уже не является. Российская власть делает всё, чтобы в стране не было общественно-политической прессы. Происходит уничтожение СМИ как социального института; СМИ умирают, словно дети в слаборазвитых странах, так и не успев пожить. Если добавить, что Россия сама по себе не входит ни в число развитых стран, ни в число развивающихся, а скорее, относится к неразвивающимся, то картина абсолютно безрадостная.

Что происходит с государством, в котором деградируют и разрушаются социальные институты, в том числе и СМИ, общеизвестно. Застой — это самый благоприятный диагноз. Хуже если кома, тогда нужны реанимационные процедуры.

Реклама