И есть единственная страна в мире, где первой статьей любого обвинения в преступлении обязательно будет так называемый почтовый подлог. Если обвиняемый в своем преступлении воспользовался услугами почты, хоть в виде безобидного письма с копеечной маркой, то первым обвинением ему будет вменено использование государственной почты США с преступной целью.
Отсиживающий сейчас свой срок финансист-пирамидщик Мэдофф (сын которого застрелился от позора за отца на прошлой неделе), фактически на сегодняшний день отсидел только свою «почтовую порцию» срока. За остальные преступления ему еще предстоит досиживать. (Попутный вопрос: а у Мавроди дети как, ничего? Живы-здоровы? Ну, слава богу.)
Вот как государство уважает и бережет честь своей почты! Уважают ее и простые граждане страны. Почта в США действительно работает как часы, и ей доверяют. Вот две истории:
в декабре 1954 почта во Флориде получает конверт с обычной маркой. Пишет маленький мальчик:«Господин почтмейстер, в этом конверте вы найдете моего любимого хамелеончика. Я живу в Огайо, у нас очень холодно и снежно, а ему нужно гулять по травке и питаться травкой. Позаботьтесь о нем и напишите мне, как он устроился у вас. Дик».
Почта отвечает: «Дорогой Дик, мы благополучно получили твою ящерку и выпустили ее на травку. Счастливого тебе Рождества».
Ювелир из Нью-Йорка Гарри Вильсон решил подарить известный бриллиант Надежда в 44.5 карата Смитсоновскому институту в Вашингтоне. 8 ноября 1958 года он отправил этот бриллиант обычной почтой, заплатив за обычную марку $ 2.45 и $ 142.85 за страховку конверта на миллион долларов. Бриллиант благополучно прибыл в Вашингтон, и почтальон Джеймс Тодд доставил его в офис секретарю института Кармайклу. Когда секретарь попросил почтальона в комнату драгоценностей для вручения конверта хранителю сокровищницы, у почтальона задрожали колени: он и не представлял себе, что в простом конверте находится бриллиант, практически не имеющий цены.
Сейчас и это наивное письмо про хамелеончика, и пустой конвертик от бриллианта бережно хранятся в Музее почты США. Кстати, в стране учреждена специальная грант-стипендия для студентов, изучающих историю почты США. А история почты США очень богатая. И начиналась она не как предприятие по доставке, а как огромная политическая и идеологическая кампания.
Давайте по порядку: когда США были еще колонией Великобритании, еще за 2 года до принятия Декларации о Независимости, издатель и общественный деятель Вильям Годдард (1740−1817) решил подложить Англии хорошую свинью: он внес в Конгресс предложение о создании в США своей независимой почты — хватит Британии всюду свой нос совать! Конгресс с удовольствием поддержал свинью, и в 1755 году США учредили свою независимую почту.
Однако Генеральным Почтмейстером был избран не Годдард (к его большой обиде), а представьте, кто: Бенджамин Франклин! И вот почему: Франклин преследовал цель продолжения дела Вашингтона о развитии свободы информации, свободы доступа, открытости средств информации для любого гражданина страны, свободы обмена информацией граждан со своим правительством. Он видел в почте связующую нить между народом и его правительством, тот цемент, который сплачивает нацию в кулак.
Таким средством на тот период были, конечно, газеты и избирательные материалы. Эти СМИ помогали раскрывать населению внешнюю и внутреннюю политику и связанные с этим действия народных избранников и правительства страны. С другой стороны государство гарантировало тайну переписки (и это было оправдано в годы борьбы за независимость), и вскрытие конверта каралось смертной казнью.
Вот краткие вехи истории почты:
1847 год — первая почтовая марка США;
1885 год — введение предоплаты почтовых отправлений;
1860 год — введение почтового транспорта. Вы упадете: в городах это были пони!
1874 год — организован первый профсоюз почтовых работников (открою скобки и скажу в них, что и по сей день это — один из сильнейших профсоюзов страны, и только после этого скобки закрою);
1913 год — открытие посылочной службы;
1963 год — введение почтовых индексов;
1974 год — марки больше не надо лизать языком — самоклейки;
1993 год — открывается Музей почты;
1994 год — вся почта США компьютеризируется (скажем спасибо контр-адмиралу Грейс Хоппер!).
А теперь давайте отдельно остановимся на годе
От государственности почтовая служба США сохраняет право оперировать от имени правительства, уполномоченного Конституцией под флагом Конгресса США в целях обеспечения единения нации через частную, просветительскую, образовательную, деловую переписку между гражданами. И как структура государства правительственная почта США не платит федеральных налогов.
С другой стороны, почтовая служба является бизнесом, так как имеет право судить и быть судимой под своим собственным именем, принимать, изменять и дополнять свои собственные правила, заключать-расторгать самостоятельные контракты, проводить деловые операции, покупать, продавать и сдавать в наем свою собственность, строить, содержать, эксплуатировать и сдавать в наем свою недвижимость. Вот такой интересный в правовом и имущественном плане для США статус.
Почта США работает на самоокупаемости. Про своему статусу почта не обязана иметь доходов, она может держать свой баланс ровным. В среднем почта США делает оборот в 45 миллиардов в год, однако при этом государство субсидирует почте из бюджета еще 96 миллионов долларов в год для компенсации бесплатных отправлений для слепых граждан и рассылки избирательных бюллетеней для граждан США заграницу. Часть этих денег покрывает также расходы почты на функции адресной службы США (каковой почта и является).
Кроме того, на почту США возложена функция военной регистрации и паспортного стола США. Не удивляйтесь — паспортов внутри США нет, но за загранпаспортом США вы пойдете именно на почту. Разыскать злостного неплательщика алиментов тоже вам обязана почта. Регистрационные избирательные карточки вы также можете получить на почте или в любом государственном учреждении.
Так что, как видим, функции у почты США многогранны. И вряд ли бы почтовая служба добилась такого порядка, если бы не всеобщая компьютеризация почтовой службы. Пользование почтовыми услугами для граждан сведено практически до клавиатуры и мышки. Сделано все, что может свести к минимуму личный приход человека в почтовое отделение.
И все же от человеческого фактора почте окончательно не избавиться — кадры решают все! Вот этот самый почтальон — он остается главным! И знаете, что я вам скажу? Америка любит своих почтальонов какой-то домашней, семейной любовью. Да, это наш, домашний человек. Он знает свой участок, знает людей, знает, кто въехал в околоток, кто выехал, у кого кто родился, кто умер, сорри. С ним приятно потрепаться, кофейком угостить, посплетничать… Вот эти люди в форме и делают работу почты США такой, какая она есть. Спасибо им за это.
Кто стучится в дверь ко мне? Открываю, сэр!