Наши каждодневные заботы
На женскую часть экипажа выпала почетная миссия готовить для всех завтраки, обеды и ужины. Когда у команды случалась пересмена ночью, то они сами, слава Богу, делали чай и доедали то, что осталось от ужина. Мы со студентками Олей и Светой «кашеварили» на маленьком камбузе по очереди. Разнообразие закупленных на 30 дней продуктов было невелико: тушенка свиная и говяжья, крупы, макароны, лук и картошка, которые закончились очень быстро, сгущенка, чай, кофе, сахар, соль, хлеб, сухари, сухофрукты. Особенно не разгуляешься. Все продукты хранились под пойолами (пойолы — щиты, которые использовались как пол).
На плите, которая работала от газа в баллонах, имелось 2 подвески, чтобы удерживать кастрюли в вертикальном положении при любой качке. На завтрак обычно готовили какую-нибудь кашу (манную, рисовую, пшенную
У женской части экипажа было одно преимущество. Мыть кастрюли и посуду после еды должны были мужчины, свободные от вахты, поскольку надо было это делать на палубе, черпая забортную воду. Почему-то нашим мужчинам это занятие не нравилось, но мы были счастливы.
Как-то у нас закончился газ в баллонах, и нам пришлось готовить еду на палубе, на керогазе. Используя керосин. Это занятие было не для слабонервных, особенно, когда качало. Одна неосторожная искра могла спалить наше транспортное средство в две минуты. И тогда все случилось бы так, как поется в известной песне:
«Мой костёр в тумане светит,
Искры гаснут на лету.
Ночью на никто не встретит.
Мы простимся на мосту!»
Если вы помните, то мостом называлась палуба нашего катамарана. Мы были счастливы, когда удалось пополнить запасы газа при очередной стоянке в яхт-клубе.
Аландские острова
Наконец, на траверзе судна показались долгожданные Аландские острова. Я еще никогда не была в этом месте Балтийского моря, и открывшаяся картина поразила меня своей красотой. Как я узнала позже, Аландский архипелаг — это край тысяч островов и островков и множества шхер. Аландские острова принадлежат Финляндии, они входят туда на правах губернии с самоуправлением. Практически, это — единственная часть Финляндии, где люди имеют свое гражданство, парламент, правительство и даже свои почтовые марки. Плавание по этому удивительному участку Балтийского моря, вероятно, было наградой за все трудности, пережитые всеми участниками этого непростого путешествия.
Через Аландские острова проходил знаменитый торговый путь викингов. Вся дальнейшая история островов неразрывно связана с историей России: в 18 веке здесь проходил важный почтовый путь из Петербурга в Стокгольм, с 1809 по 1917 гг. года Аланды вместе с Финляндией входили в состав России. В 19 веке на Аландских островах была построена русская крепость Бомарсунд. Столица архипелага — Мариенхамн — переводится как «гавань Марии», она была названа в честь русской царицы Марии Александровны, супруги Александра II.
У нас был заход в Мариенхамн. Это небольшой уютный городок, удивительно чистый, с прямыми улицами, деревянными разноцветными домиками. Девственная природа, атмосфера гармонии и спокойствия охватила нас, как только мы попали в объятия удивительных Аландских шхер. Что удивительно, мы не встретили на Аландах ни одного российского гражданина. Вероятно, наши люди еще не успели открыть такое дивное место для отдыха.
Хельсинки
Перед возвращением в родной порт нам предстоял еще заход в Хельсинки. Туда мы добрались благополучно, пришвартовались у набережной в центре города, недалеко от Президентского дворца. Нашли на набережной место, где можно подключиться к электроснабжению и воде, ни у кого не спросив разрешения на это.
Единственное неудобство было то, что нельзя было пользоваться туалетом на катамаране, чтобы не загрязнять окружающую акваторию. Но наши сообразительные хлопцы быстро решили и эту проблему. Они нашли в пяти минутах ходьбы небольшой платный туалет, опустили монетку, заблокировали замок, и мы пару дней туда ходили, когда возникала такая необходимость. К слову сказать, за два дня стоянки в таком неподходящем месте нас никто не побеспокоил и не поинтересовался, что мы тут делаем. Полная демократия!
От места нашей стоянки было удобно совершать прогулки по городу. Алексей Всеволодович понимал, что за месяц плавания все члены команды очень устали, поэтому он слегка «ослабил начальственные вожжи», и ребята были ему за это очень благодарны. Мужчины решили оттянуться по полной программе, посещая пивные бары.
Во время похода потребление всякого алкоголя было категорически запрещено, хотя на борту имелось достаточно водки. Но она использовалась по другому назначению. А именно, когда катамаран заходил на стоянки яхт-клубов, то за это надо было платить, поскольку мы пользовались электричеством, водой, запасаясь на ближайший поход, принимали душ. Обычно Алексей Всеволодович и капитан катамарана шли к начальнику яхт-клуба, чтобы отметить наши документы и узнать прогноз погоды, потом рассказывали ему о тяжелом финансовом положении, в котором оказалась наша экспедиция. Тот с пониманием кивал головой, разрешал нам стоянку бесплатно, а в знак благодарности получал бутылку русской водки. Все были довольны. У нас было очень мало валюты, и мы ее использовали в основном, чтобы пополнить запасы сжиженного газа в баллонах.
Наш необычный поход продолжался ровно 30 дней. В родной порт мы возвращались вовремя, на флагштоке развивался российский флаг. Форты Кронштадта сторожили вход в родную гавань… Мы дома! Ура!!!