Нэйпервилл, как и многие другие пригороды, или города-спутники, входит в агломерацию Большого Чикаго. До Даунтауна Чикаго от него около минут 40 езды. Но, не имея собственного автомобиля, туда не очень-то попадешь. Правда, есть электричка в Даунтаун Большого города, но до нее тоже пешком не добраться от того места, где живут мои друзья. Так что все мои каникулы я провела в Нэйпервилле, о чем совершенно не жалею.
Город очень уютный, чистый, спокойный. По сведениям Американского Бюро переписи, в нем проживает 147 тысяч жителей, и в отличие от многих других американских городов 82% населения составляют белые, 12,65% выходцы из азиатских регионов, а афро-американцы только 2,54%. Кстати, там очень много эмигрантов из Литвы, с том числе и русскоговорящих. После Хьюстона, с огромным процентом цветного населения, преобладание белых здесь бросалось в глаза. Что бы ни говорили американцы о равенстве всех рас, но на бытовом, реальном уровне, большой процент белого населения значительно повышает престижность города, и даже уровень его благосостояния. Так, по данным того же Бюро переписи, среднегодовой доход на семью составляет в Нэйпервилле свыше 130 тысяч долларов. Также в Нэйпервилле очень низкий уровень преступности. Мои друзья говорят, что они дом не запирают даже на ночь, нет в доме и сигнализации, воровства не наблюдается.
Годом основания города Нэйпервилля считается июль 1831 года, когда сюда, на берег реки Дупейдж, прибыл и поселился капитан Джозеф Нэпер вместе со своим большим семейством. Через год в поселении Нэпера,(Naper's Settlement), как его стали называть, было уже больше сотни поселенцев. Для защиты от возможных нападений индейцев соук был построен небольшой Форт Пейн, но на самом деле нападений так и не было. Поселение Нэйпервилл было расположено на пути следования дилижансов из Чикаго в Галенит, здесь была создана пересадочная станция, и в 1834 году построен Тауншип — Дом выгрузки (или перегрузки товаров), сохранившийся до настоящего времени. Вообще-то, старинных построек в Нэйпервилле немного, они в центре города. В основном это одно-двухэтажные здания, на стенах нескольких домов нарисованы картины с историческими сюжетами. По городу регулярно курсирует старинный голубой экскурсионный автобус.
Нет в Нэйпервилле небоскребов, и зданий в 3−4 этажа также очень мало. Жилые дома, преимущественно двухэтажные, современной постройки, в основном беленькие, отделанные сайдингом, кирпичных зданий мало. Они, как и во всех американских городах, объединены в комьюнити или деревни, но в отличие от Хьюстона, не огорожены глухими заборами. Преобладают таунхаузы на двух, редко на трех хозяев. Около домов разнообразные деревья и кустарники, особенно много посажено голубых елей, они очень украшают город. Хотя город невелик по количеству жителей, но из-за малоэтажной застройки занимает большую территорию — 92 квадратных километра (35.5 кв. мили). Большая часть города лежит в пределах водораздела реки Дупейдж.
Кроме реки, здесь много водоемов — как естественных озер, так и искусственных прудов. Ежедневно гуляя по городу, я поразилась огромному количеству диких гусей! Они — своеобразная достопримечательность города. Гуси не улетают в теплые края на зиму, живут тут круглый год. Они везде — у домов, на берегах прудов, в парке, в центре города, ходят рядом с людьми, не боятся ничего. Жирные, упитанные — я смеялась, что у нас в России их бы давно переловили и съели.
Вдоль извилистого берега Дупейдж, рядом со старинной частью города, разбит прекрасный парк «Riverwalk» — «Прогулка у реки». Река имеет быстрое течение, хотя и не широкая, и кое-где в русле встречаются небольшие пороги. Там много уютных уголков, перекинуты мосты, стоят различные скульптуры, есть пляж, поля для гольфа. Гуляют там и с собаками. И вот что интересно — и в парке, и в городе на набережной реки, я видела специальные ящики на столбиках, и рядом с ними урны, где владельцы собак берут бесплатно специальные мешки, чтобы убрать собачьи испражнения. Надпись просит помочь содержать парк в чистоте.
В парке «Riverwalk» находится и самая интересная достопримечательность Нэйпервилля — прекрасный Карильон Миллениум, размещенный в башне Мозер, открытый ко Дню Независимости 29 июня 2000 года. Каждый час, ежедневно, круглый год, с 9 утра до 9 вечера, колокола играют короткую мелодию, а в дни праздников в летнее время здесь даются большие концерты. Карильон Тысячелетия построен на добровольные пожертвования граждан города. Главный взнос, в сумме 1 000 000 долларов, сделали супруги Харольд и Маргарет Мозер. И вблизи Башни карильона им поставлен памятник. На специальном стенде перечислены имена всех меценатов и фирм, дававших те или иные суммы на строительство Карильона. Всего их более 140!
Идея строительства карильона возникла в 1997 году, когда группа из нескольких семей Нэйпервилля создала фонд, к которому за короткое время присоединилось много людей, дававших пожертвования. Идею поддержали и местные власти. Был разработан проект. Башня возвышается на холме в центре парка Riverwalk, ее высота 160 футов — примерно 50 метров. Башня имеет четыре грани, которые олицетворяют четыре главных ценности Нэпервилля: семья, образование, общество и коммерция. Для карильона были заказаны и отлиты в Нидерландах 72 бронзовых колокола. Самый маленький из колоколов весит 10 фунтов (4,5 кг), а самый большой — 6 тонн. Общий вес всех колоколов 32,5тонны. Самый большой колокол был назван именем основателя города капитана Джозефа Нэпера (Joseph Naper) или, как его называют «Big Joe». Колокола размещены в три уровня, внизу 10 самых больших колоколов, а выше, до игровой кабины, остальные 62. Для управления колоколами есть специальная игровая кабина — Playing Cabin. Сами колокола не раскачиваются, они жестко зафиксированы и играют на них с помощью электронного клавира с восемью октавами, а ежечасный бой осуществляется автоматической компьютерной системой.
Наверху башни, на высоте 132 фута, есть смотровая площадка. До высоты галереи, 52 фута, поднимают на лифте, а дальше уже надо идти по лестнице. К сожалению, вход на экскурсию в башню Мозер в зимний период, после 20 ноября, закрыт. Так что пришлось довольствоваться внешним осмотром и слушать часовую мелодию. У подножия башни в теплое время года проходят различные представления, выступления хоров, музыкальных групп. Да, оказывается и сам парк «Riverwalk» много лет назад так же создавался при содействии меценатов.
Гуляла я с друзьями в этом прекрасном уголке Нэйпервилля и думала — когда же у нас в небольших городах России появятся свои меценаты и будут что-то делать для обустройства и украшения родных мест?