Остров Борнхольм. Рённе.
Мы прибыли в Рённе через несколько дней. Остров Борнхольм — довольно большой, с каменистыми склонами и отвесными скалами.
С борта катамарана можно было видеть необычные круглые церкви и затейливые маленькие деревушки. Климат на острове очень умеренный. Местные жители в садах выращивают абрикосы, тутовые деревья и грецкий орех.
Нам удалось посетить развалины старого замка. Он смотрится очень живописно на фоне окружающего пейзажа.
Рённе находится на западном побережье Борнхольма. Это — главный город острова. Население столицы составляет около 15 тысяч человек. Доминантной высотой городка является собор, расположенный на морском берегу, его окружают домики с веселыми красными черепичными крышами.
Когда я с несколькими студентами пошла на экскурсию по Рённе, то мы обнаружили заброшенный сад с большим количеством яблок. Студенты посмотрели на меня, я на них, и мы поняли друг друга без слов. Ребята быстренько обтрясли несколько яблонь, вся добыча была сложена в подручную тару и доставлена на борт. Когда Алексей Всеволодович увидел наш «яблочный караван», то его лицо стало хмурым. Я была вызвана на «ковер», где мне было объяснено, что нехорошо шастать по чужим садам, да еще и со студентами, не педагогично! Я пыталась оправдываться, что сад был ничей, и яблоки все равно бы пропали… В результате беседы начальник экспедиции сменил гнев на милость, а команда до конца рейса была обеспечена яблоками! Все от этого только выиграли.
Как мы чуть не погибли. Заход на Готланд
Двухдневный отдых в Рённе быстро закончился, пора было двигаться дальше. Предполагалось, что следующий переход катамарана будет довольно продолжительным. Все были морально и физически к этому готовы. Пару дней плавание проходило довольно спокойно, но в конце второго дня заштормило… Наступил сентябрь, и Балтийское море стало показывать свой норов. Ветер усиливался: четыре… пять баллов. Тут я поняла, что лучше всего мне пойти в койку. Я провела в горизонтальной позиции около 24 часов.
Дальше воспроизвожу ход событий по словам очевидцев. Судно находилось в центральной Балтике, куда-то зайти и переждать непогоду не было никакой возможности. Когда шторм достиг шести баллов, и катамаран бросало как скорлупку из стороны в сторону, была большая опасность, что судно может быть повреждено, и все могли погибнуть. Тогда Алексей Всеволодович решил по радио запросить разрешение шведских властей на заход в Висбю (о. Готланд).
Шведских виз у нас не было, и мы не имели официального права заходить в территориальные воды Швеции. Радиопереговоры продолжались несколько часов, связь была отвратительная, но, в конце концов, было получено разрешение на заход в Висбю на 24 часа.
Борьба с ветром, дождем и волнами продолжалась еще много часов, пока мы не достигли заветной гавани. Все члены команды держались мужественно, а Алексей Всеволодович поддерживал боевой дух ребят, как мог. Почти все время шторма он был рядом с капитаном на палубе… Все были измучены до предела. За время, отведенное на стоянку, экипаж немного отдохнул. Я тоже вылезла наверх и возблагодарила Бога, что мы все до сих пор целы и невредимы.
Между тем, шторм не утихал, а нам надо было выходить в море. На причале мы познакомились с немецкими яхтсменами, которые пришвартовались в яхт-клубе, чтобы переждать шторм. Когда мы отчаливали, один из немцев заплакал: «Вы идете на верную погибель!» Это был, пожалуй, самый драматический момент нашего плавания. У всех настроение — ниже ватерлинии, и ничего нельзя поделать!
На наше счастье шторм стал потихоньку стихать. На следующий день выглянуло солнышко, подул попутный ветер. Было очень трудно себе представить, что мы только что пережили такой кошмар…