Приглашение от ассоциации журналистов «Туристический пресс-клуб Украины» отправиться в поездку по Херсонской области поступило буквально в последнюю минуту. Соответственно, билеты в кассах уже давно были распроданы. Но разве для бывалого путешественника существуют преграды?
Фирменный поезд быстро и с комфортом доставляет до Николаева, а далее на «собаке» до Херсона. На самом деле это пассажирский поезд Николаев — Кривой Рог. Он состоит из двух вагонов далеко не первой молодости и половинки тепловоза. Без особых изысков, зато дешево и надежно.
На херсонском вокзале тихо и пустынно. Что ни говори, а это та самая украинская глубинка. Зато можно спокойно прогуляться по безлюдному в это время городу. Заблудиться здесь весьма сложно. Прямо у вокзала заканчивается проспект Ушакова. А начинается он у набережной Днепра.
Нумерация домов очень удобна, можно легко посчитать, сколько осталось до нужного места. Всего в паре кварталов от вокзала чуть в глубине виднеются храмовые купола. Это Всесвятская церковь, возведенная еще в 1803 году. О чем и свидетельствует памятная плита, укрепленная на фасаде.
Рядом находится старое, заросшее пожухлой травой кладбище. Привлекает внимание надгробие в виде пирамиды. Неподалеку роскошные мраморные монументы над захоронениями купцов и генералов. И тут же почти полностью вросший в землю старый каменный крест с вырезанным на вершине всевидящим оком.
Однако время не ждет, и пора возвращаться на вокзал. В свете выглянувшего из-за туч солнца он смотрится гораздо веселее. И, видно, это настроение передается парочке железных музыкантов, устроившим свое шоу прямо у дверей придорожного кафе.
Тем временем на перрон понемногу начинает подтягиваться народ. Первая неожиданность для организаторов — поезда еще нет, а кое-кто из участников уже здесь. И еще один сюрпризец. Почему-то состав подают ко второй платформе. Так что прибывшим гостям приходится в сутолоке пробираться к немногочисленным переходам через железнодорожные пути.
Наконец, группа в сборе. Короткая перебежка к стоящему на площади автобусу — и в путь. Хотя, сколько той дороги? Несколько минут по проспекту Ушакова — и уже набережная Днепра. Здесь приходится пересаживаться на корабль. Однако назвать его таким — сильно громко будет сказано. Обыкновенный речной трамвайчик или по-простому «лапоть». Зато с гордым именем «Эколог».
При всем своем неказистом виде этот транспорт отличается большой надежностью и неплохим уровнем комфорта. К тому же его малая осадка позволяет забираться в самые отдаленные уголки днепровских плавней. А они начинается буквально в черте города.
Десятки километров тростниковых зарослей с вкраплениями многочисленных больших, малых и совсем крошечных островов. И неисчислимое количество явных и скрытых проток. Чтобы найти здесь путь, мало теоретических знаний, необходимо иметь большой практический опыт.
Таковой имеется у членов экологического центра «Сатурн». И мало того, что сами по зарослям бродят, так еще туристов сюда завлекают. Совершить путешествие по речным джунглям — это из серии экстрима. А как еще можно назвать это продирание сквозь тростниковые заросли? Вот уж воистину полное соединение с природой.
Судя по всему, и капитан кое-какой опыт имеет. Потому что через некоторое время после очередного поворота начинаются маневры по швартовке. Усадьба сельского зеленого туризма «Рибальский стан» стоит среди камышей. Само название говорит о ее предназначении.
Но в последнее время все более популярным становится другой вид отдыха. В мире его называют «birdwatching», что означает наблюдение за птицами в дикой природе. Белая, серая и черная цапли, несколько разновидностей уток, множество перелетных птиц — всех видов пернатых и не перечислишь.
Конечно, хочется задержаться в этих девственных местах подольше, но горн, а вернее корабельный гудок снова зовет в путь. На этот раз плавание выходит совсем недолгим. Ведь следующий объект, комплекс рыбалки и отдыха «Дельта Днепра», находится всего в нескольких километрах отсюда.
С первого взгляда становится ясно — сюда пришли надолго. Массивные деревянные срубы домов как бы вырастают из самой земли. А вокруг них хорошо ухоженный зеленый газон. Собственная флотилия лодок позволяет любителям рыбалки забираться в самые отдаленные места. Ну, а уж если поймали что-то особенное, то не грешно и похвалиться перед остальными. Для этого хозяева даже специальную доску рекордов завели.
По традиции утро следующего дня положено встречать на рассвете. Ведь даже не рыбакам хорошо известно, что самый лучший лов на восходе солнца. Ну, а когда просыпается основная масса народа, на доске рекордов уже красуется первая запись — карп, вес 5,8 кг.
Как ни странно, водитель пунктуален, и автобус уже ждет своих пассажиров. Переезд предстоит достаточно долгим. Ведь не стоит забывать, что Херсонщина — это, в первую очередь, бескрайние степи. Зато есть возможность немного восполнить потревоженный сон.
Биосферный заповедник имени Ф. Фальц-Фейна «Аскания-Нова» — наверное, одно из самых посещаемых и хорошо знакомых туристам мест в Украине. Ведь не зря «Аскания-Нова» вышла в полуфинал всемирного конкурса «Семь новых чудес природы».
Летом в этот затерянный в степи поселок съезжаются десятки тысяч экскурсантов. Однако с наступлением холодов их количество резко уменьшается. До недавнего времени заповедник работал только до 10 ноября. И вот сейчас сам директор объявляет об открытии осенне-зимних маршрутов.
Конечно, сейчас не увидишь того же весеннего буйства красок. Но суровая степь все равно по-своему притягательна. И главное — животные-то ведь никуда не ушли. Наоборот, отдыхают от излишнего, с их точки зрения, любопытства этих двуногих.
Чтобы совершить экскурсию по Большому Чапельскому поду, необходимо забраться в кузов специально оборудованного для обслуживания туристов грузовичка. Открываются металлические ворота — и в дорогу. Хотя вскоре первая остановка, «таможня».
Именно так называют сотрудники встречу со стадом пони. Эти умные маленькие лошадки очень быстро сообразили, что от этих галдящих существ можно легко заполучить чего-нибудь вкусненькое. Так что теперь, пока не покормишь, не проедешь.
Зато олени и лани сохраняют свою полную независимость. Какое там общение! Здесь главное — со своих соперников по стаду глаз не спускать. Видимо, им это плохо удается. Ведь не зря у них такие роскошные ветвистые рога.
Могучие бизоны только искоса посматривают на эту ненужную, с их точки зрения, суету. Конечно, при массе под тонну можно многое себе позволить. А вот стадо сайгаков ни минуты на одном месте не задерживается. Их здесь насчитывается 231. Кто не верит — может пересчитать. Для справки: развиваемая этими парнокопытными скорость достигает 70 км в час.
Относительно недалеко от «Аскания-Нова» находится еще один реликт природы — единственная в Европе пустыня Олешковские пески. В последнее время у херсонцев входит в традицию отправлять дорогих гостей прогуляться по эти местам. Конечно, перед этим хорошо покормив. Благо, что есть под боком ресторанчик с таким милым названием «Лесной хутор».
Наибольшего успеха в этом деле достиг центр живой истории и реконструкции «Олешье». Подопечных одевают в шкуры, дают в руки лук и стрелы, и… в дорогу. Представьте себе — в сумраке заходящего солнца бредет по песку караван. А из темноты все усиливается радостный вой степных волков.
Теперь понятно, почему с такой жалостью смотрели на новоявленных кочевников организаторы этого тура.