Однако времена меняются. В больших мегаполисах заметнее, как зависимость от личного автомобиля усложняет жизнь горожанина, каким бременем ложится на городской бюджет содержание городских автострад, дорожных коммуникаций, транспортного обслуживания, как (несмотря на строжайший эмиссионный контроль — загазованности при таком море автомобилей действительно нет!) автотранспорт влияет на экологическую ситуацию больших городов. И весь этот негатив ложится тяжким бременем на налоги каждого горожанина. А чего-чего, считать, на что уходят наши налоги, мы умеем, благо расходы бюджета абсолютно прозрачны для каждого гражданина.
Стимулирование перехода на общественный транспорт
Все больше входит в привычку горожан идея автомобиля «выходного дня» и пользование общественным транспортом. Спрос рождает предложение, и сеть городского транспорта значительно расширилась за последние десятилетия. Более того, большие и малые компании стимулируют своих работников активней снижать пользование личным автотранспортом: сюда входит и система коллективного подвоза (логисты предприятий разрабатывают гибкий график взаимоподвоза своих служащих, и вместо того, чтобы каждый служащий приезжал на своей собственной машине, служащим предлагается за хороший бонус подвозить своих сотрудников). Сюда входит и материальное стимулирование работников за пользование общественным городским транспортом вплоть до полной компенсации расходов на проезд.
В крупных городах США сеть общественного транспорта развита достаточно хорошо. В октябре свое столетие отметил нью-йоркский метрополитен. Постоянно увеличивается автобусный парк. Прекрасно справляются с пассажиропотоками пригородные электрички. Трамваи ушли в прошлое. Разве что для экзотики в Сан-Франциско бегают кабельные трамвайчики на потеху туристам.
Виды общественного транспорта
Расскажу, как работает система общественного транспорта в моем городе. В чикагскую транспортную сеть входят автобусы, метро и электрички. Скоростные электрички здесь называют MЕTRA. Ими пользуются люди, проживающие в дальних и ближних пригородах. Вагоны электричек двухэтажные, комфортабельные, вместительные. До станций люди добираются на своих машинах, паркуют их на весь день и едут по своему назначению в скоростных электричках. Движение строго по расписанию. Платформы оборудованы навесами, кьюбиклами с подогревом, электронными табло с указанием времени до прибытия состава и расписанием прибытия на каждую из остановок. Все вагоны оборудованы пандусами для въезда инвалидных колясок, детских колясок и специальными местами (с фиксаторами) для них внутри вагонов. Платформы также оснащены лифтами для подъема людей в колясках. Внутри каждого вагона на табло бежит информация о движении электрички, объявления как звуковые, так и электронные.
Городское метро (Train или система L) в Чикаго наземное. Оно забирается под землю лишь в районе даунтауна. Ветки метро охватывают почти весь Большой Чикаго (собственно город и ближайшие его пригороды). Принцип работы метро такой же, как и у MЕTRA, но частота движения поездов совсем другая — в среднем каждые полторы-две минуты подходит следующий состав.
Оплата проезда на рельсовом транспорте как разовая, через автоматы, так и путем единой транспортной сканируемой карточки на все виды транспорта. Карточки не обязательно ограничены сроками (неделя, месяц), а можно просто опустить в автомат, скажем, 20 долларов и, выездив их, добавить на эту же карточку еще денег.
И наконец,
Городские автобусы чрезвычайно комфортабельны — для удобства пассажиров они оснащены пневмосистемой, дающей возможность автобусу как бы присесть настолько низко к тротуару, чтобы пассажир не карабкался на ступеньки. Для инвалидных кресел автобус имеет выкидную платформу: она представляет собой металлическую площадку, которая поднимается от пола изнутри салона и покато опускается на тротуар, чтобы инвалид в кресле мог удобно заехать в салон.
В салоне сразу за водительской кабиной выделено 4 места за счет убирающихся кресел для инвалидных колясок. Они надежно пристегиваются к крепежу. Точно так же удобно размещаются в автобусе детские коляски даже для двойни.
Для велосипедистов впереди и сзади автобуса также устроены крепежные приспособления для провоза велосипедов пассажиров (бесплатно).
Автобусы оборудованы электронным табло, соединенным со спидометром, — названия остановок автоматически высвечиваются по показаниям измерителя милледжа. Вслед за этим после трогания автобуса с остановки высвечивается название следующей остановки.
Автобусы останавливаются на маршруте исключительно для приема и высадки пассажиров. Если никого нет в кьюбикле на остановке или никто не запросил остановку по требованию, автобус проследует мимо. Для остановки по требованию достаточно дернуть за тросик — на табло высвечивается, что ваша остановка запрошена.
Посадка в автобусы происходит только через передние двери, где и установлены сканеры и кассовый аппарат. Водители автобусов обязательно здороваются с входящими пассажирами и говорят им спасибо за оплату проезда. Естественно, пассажиры в ответ здороваются со своим водителем. Принято взаимно прощаться и благодарить за проезд. Бегущих к автобусу пассажиров принято подождать. Покидать автобусы положено через задние двери, но пассажиры с детьми, пожилые, инвалиды, беременные всегда приглашаются к передним дверям по громкой связи.
На автобусных остановках в стеклянных кьюбиклах имеются система обогрева, карта маршрутов и стыковок, а также номера телефонов, по которым можно узнать время прибытия конкретного автобуса и названия станций пересадок.
Стеклянные автобусные кьюбиклы украшаются живыми цветами — иногда крыши просто напоминают цветущие клумбы или висячие сады.
Все автобусы кондиционированы, а в холодное время хорошо отапливаются. Водители автобусов одеты в приятного вида форму с именной биркой. Все ступеньки во всех видах транспорта оснащены предупредительными надписями «Watch your step!» — осторожно, ступенька! Надпись имеет подсветку. Ступеньки выстланы ребристой резиной для предупреждения падения пассажиров. Кстати, водитель никогда не отъедет с остановки, пока не убедится, что все высадившиеся пассажиры благополучно отошли от автобуса. Если нужна помощь при посадке-высадке, водитель выходит и лично помогает пассажиру.
В целом поездка в автобусе всегда комфортабельна, так как не положено перегружать автобус сверх установленного лимита. В часы пик количество автобусов на линии увеличивается. Ночные автобусы ходят раз в час. В новогоднюю ночь городской транспорт работает бесплатно. Кроме того, во многих районах города внутри районов имеются свои бесплатные автобусы, курсирующие между торговыми моллами, — эта система называется Pace.
В нашем штате Иллинойс проезд на всех видах городского транспорта для людей старше 60 лет и инвалидов любого возраста бесплатен. Проездные билеты для этой категории пассажиров ежегодно возобновляются. Студенты имеют скидки на проезд.
Все виды общественного транспорта находятся в одном подчинении, и действия их хорошо скоординированы. Городские власти увеличивают трафик в те дни, когда из-за погодных условий людям не рекомендуется выезжать на работу на личных машинах.
Зачем я взяла эту тему для статьи? Отвечаю: поделиться счастьем не водить машину, не искать парковку, не платить за бензин, страховку, за штрафы, не напрягать мозги, нервы и мышцы, не гнобить экологию своего города, а разделить восторг человека, которого кто-то везет куда надо за копейки надежно и комфортно. Закончу словами: общественный транспорт не роскошь, а средство передвижения! Так и хочется «эх, прокатиться!» Чего и всем желаю.