История и традиции
В разных уголках вселенной исторические традиции, материалы и методы очищения после дефекации были разными. Жители прибрежных районов с субтропическим климатом применяли раковины мидий и даже скорлупу от кокосовых орехов. Обитатели континентальной части земли, как свидетельствует летопись истории туалетной эволюции, пользовались кукурузными кочерыжками. К примеру, казахские национальные традиции таковы, что до сих пор в местах «МЭ» и «ЖО» можно увидеть не бумагу, но… землю, камешки и воду. Причем то, что «режет глаз» одним, является совершеннейшей нормой — для других. Я слышал и такое мнение, что бумага не способна обеспечить абсолютную чистоту.
Люди с высоким статусом даже в стародавние времена отличались от неимущих; первые пользовались шерстью, тканью и ароматизированной водой. Вторые — тряпками, листьями, сухой травой, ну, а во времена широкого распространения бумаги — газетами.
Но даже те, кто сразу признал бумагу в качестве лучшего средства, не останавливались на достигнутом в своих рационализаторских опытах. К примеру, в Великобритании, вскоре после начала производства туалетной бумаги (случилось это в 1880 году), подданный Объединенного Королевства У. Олкок предложил сворачивать бумагу в рулоны и назвал последние «бумажные бигуди», именно такие ассоциации у него вызывали новые рулончики. В Европе же только в 1928 году Ханс Кленк наладил выпуск привычных нам ныне рулонов с перфорацией.
Очевидно, такой необычный вопрос, как методы и объем использования туалетной бумаги по назначению, не является определяющим уровень образованности или даже патологической любви к стерильности во всем. Самую важную, определяющую роль здесь играют сознание людей и традиции.
Статистика
Самым большим потребителем туалетной бумаги признаны США. В этой стране каждый человек потребляет более 21 кг различных бумажных санитарно-гигиенических изделий в год. Для сравнения, тот же показатель в Европе и Японии в среднем составляет 11−12 кг, в странах Океании — 10 кг, по России статистики объемов потребления пока нет.
Сегодня в России действуют более 100 предприятий по производству туалетной бумаги; как правило, это подразделения в составе бумагоперерабатывающих заводов и комбинатов. При «побочно» организованном производстве, относительно основного, расходы компаний-производителей не велики, и некоторые даже процветают, изобретая все новые и новые разновидности текстуры бумаги, размер рулонов и их названия. Конечно, основа материала одна, тем не менее, в наш материалистичный век менеджеры блещут творческой фантазией, преподнося форму и упаковку в виде ярких, оригинальных и запоминающихся особенностей продукции. Встречаются поистине шедевры: камуфлированная бумага, бумага, разграфленная под «крестики-нолики», с псевдоотпечатком помады в форме губ, с изображение долларов и евро (жалко даже отрывать), с зазывными надписями на внешней стороне рулона. Самую экзотическую бумагу, поразившую мое воображение, не менее чем «Квадрат» Малевича, я встретил на Дальнем Востоке в 2002 году: абсолютно черная (с обеих сторон) мягкая лента длиной 60 м.
Коллекционирование
Коллекционировать рулончики туалетной бумаги не сложно. Это хобби не хуже и не лучше многих других; здесь каждый изощряется и эксгибиционирует в меру своей фантазии и возможностей. Конечно, писать письма производителям в другой регион с целью получения в посылке заветного рулончика почти бесперспективно, но даже при небольших дружественных связях в разных городах и весях огромной страны, можно за относительное короткое время получить почти все выпускаемые образцы.
И процесс этот захватывает не на шутку: во-первых, производители столь колоритного атрибута нашего быта не устают изобретать новые «модели» — уже поэтому составить полную коллекцию в наши дни не удастся, это все равно, что добрести до линии горизонта — а во-вторых, даже у серьезных коллекционеров (к коим без ложной скромности отношу себя) есть желание обменять ее на «недоступные» в рамках административных границ отечества виды и образцы. Так начинается международное сотрудничество, клубная работа, общение коллекционеров, неизбежно увеличивающее их коллекции.
Тем, кто только начинает свой скромный бизнес, который, не исключено, завершится или продолжится спустя много лет на мировом аукционе, знатоки советуют пополнять коллекции в поездах (у проводников), в иных видах транспорта и в гостиницах, а также в магазинах во время собственных путешествий.
Отматывая очередной рулон, некоторые люди считают, что туалетная бумага символизирует новую белую полосу и в их жизни. Прелесть в том, что как бы мы к этому не относились, туалетная бумага действительно все стерпит…