Пост держу,… соблюдаю (как там наиболее точно?) шесть лет. Вы заметили? Не год, не два и даже не четыре — шесть. И вот только сейчас собрался давать советы. Советы хорошо было давать в прошлом. Это как в анекдоте — целая страна была Советов. Сейчас — «страна баранов» и советы о душе вроде как неактуальны. Но кое-кто интересуется, поэтому и пишу.
То, что все мы грешники, никаких сомнений не вызывает. Мы идём по улице, а грехи от нас так и брызгают во все стороны, пачкая окружающих. Так утверждают попы, но многие из нас этого не знают, потому что в церковь не ходят. Или ходят по «депутатскому графику», как вся выборная власть — перед избранием. Пришел — морду умаслил, свечку смиренно подержал, «выю» перед телекамерами склонил, чего-то там пришёптывая… Порядок, можно баллотироваться. Ну, ещё на Пасху в церкви не протолкнуться — все приходят. Причём, к самому крестному ходу и освящению скоромного. В самом деле: что же теперь, если Пасха — ночь не спать? А так взял, и просто проснулся пораньше (вроде как на охоту или рыбалку), на людей посмотрел, себя показал, гузку гусиную и яйца водичкой «святой» сбрызнул — красота. Самоуважение аж пузырится от собственной «духовности». И знакомые видят, что религиозен ты зело до опупения и даже в церковь ходишь.
Итак, всё описанное выше, за исключением вывода о несомненной всеобщей греховности, является по своей сути абсолютным антидуховным вздором и к Великому посту отношения не имеет. Если во время поста только разочек, мимолетно и бесхитростно, но в голове Вашей промелькнёт мыслишка о какой-либо собственной выгоде от этого действа, и как следствие этого мысль о повышении своего реноме в обществе или семье — Ваш пост пропал. Завязывайте с этим делом и не «парьте» мозги себе и окружающим. Хотя тут я, конечно, погорячился и первое время от мыслей этих избавиться вряд ли получится, но борьбу с ними нужно вести безжалостно, до полного их искоренения. Лучше всего о том, что Вы собрались поститься, никому не говорить, а провернуть это мероприятие, так сказать, интимно, в узком кругу — ты и твоя душа. Немного отдаёт шизофренией, но не обращайте внимания. Шизофреник — это всё же лучше, чем душесранец.
Я когда вступал на эту «скользкую дорожку» соблюдения постов, подобной статьи не прочитал и поэтому первые три года постился вхолостую, без всякого душевного профита. Ходил, облизываясь, как голодная дворняга, между прилавками с мясными пирожками и силу воли тренировал: сила была,… воля тоже, а вот силы воли — ни в одном глазу. Но каким-то чудом удержался в вегетарианском русле и после первого своего поста серьёзно задумался. «Петрович, — сказал я сам себе, — на хрена тебе этот мазохизм? Какая такая была тебе польза от этого голодания? Никакой»!
А вот что точно было, так это неистребимое желание удавить директора какого-нибудь мясокомбината или продавца колбас. Нереализованное желание — это страшная вещь, чем тебе директор виноват?
Три года, как я уже говорил, ушло на поиск ответа. В течение этого времени все знакомые вокруг привыкли к моему «пунктику» и уже не удивлялись и не восхищались моей «религиозностью» плюс силой воли, а определили данную особенность как странность, и за моей спиной крутили у виска пальцем. Что меня, впрочем, не очень расстраивало. И вот наконец-то появился он — «кайф». Это та лёгкость в отношениях с окружающими, птичья беззаботность и порхание от одного дня поста к другому. Время размышлений и побед над самим собой — лучшее время, а эти победы — самый главный вид всяческих побед.
«Где здесь Бог? «- спросите Вы меня. А я Вам отвечу нестандартно: «Бог на втором месте, Вы — на первом! Почистите себя! Бог приходит ко всем. И к святым и к грешникам. Но в светлом сознании он возникает моментально и потом не требуется вовсе никаких усилий, чтобы почувствовать его присутствие». «Beati possidentes"* - как говорили прямолинейные и «дубоватые» римляне.
Переходим от Вашего «априори» к моему «апостериори». Вы решили поститься. Решение об этом нужно принимать заранее, лучше всего за год до начала поста. Настройте себя за этот год на «светлую волну». Попробуйте продержать в текущем году Великий пост всего одну неделю — лучше последнюю, самую строгую. Сдерживайтесь, когда хочется матюгнуться, а если и случилось (даже про себя) — искренно извинитесь. Тоже хотя бы мысленно. Научитесь ограничивать себя. Многое, что мы делаем не задумываясь, можно совершенно спокойно не делать вообще, без какого-либо дискомфорта для себя.
Самоограничение — мама истины.
Вот это я «даю»! Если этого никто раньше не говорил (в чём я очень сомневаюсь) — готовая цитата.
Ломайте устоявшиеся привычки. Привычки и обычаи — главные враги морали. Я вычитал об этом у Монтеня и полностью согласен с «гасконцем». Конечно, с лёгкостью получается давать советы на «бумаге», а вот реально поломать устоявшуюся дурную привычку очень, очень сложно. Только на то, чтобы отучиться закуривать первую «утреннюю» сигарету не соскакивая с кровати, а после чашки кофе, мне потребовалось около года. Кстати, полностью бросить курить у меня до сих пор не вышло, но я «работаю».
Улыбайтесь мысленно всему окружающему миру каждое новое утро Великого поста. Погладьте этот мир ладошкой. Он тёплый и ласковый. Он слабый и нуждается в Вашей защите, несмотря на всю свою суровость. А окружающие Вас люди — его дети. Неразумные, и поэтому зачастую жестокие. И Вы ничем не отличаетесь от них, разве только тем, что понимаете свою болезнь и пробуете её лечить.
Милые женщины, не нужно путать Господа с Полем Бреггом**, пост — это не диета. Пост — это хотя и лекарство, но для души. Если душу сумеете гармонизировать, то потом похудеть для Вас будет — тьфу! Летать можно научиться, а уж килограммы сбросить — не вопрос!
Что можно есть и что нельзя, вы найдёте в любом церковном руководстве и мои рекомендации излишни.
Всем тем женщинам утром я улыбнулся и «лай» прекратился, а я так и пошёл дальше «в люди», посасывая ржаные сухарики. С Великим Вас постом!
---------------------------------------
*Beati possidentes, лат. [бэати поссидентэс] - счастливы обладающие.
**Поль Брегг — автор методики лечебного голодания.