Почему вечнозеленые темы будут вечно зеленеть? Несложно об упрощенном

Реклама

Был когда-то анекдот об интеллигенции. Начинался он красиво: «Главное — не путать Бабеля с Бебелем, а Гоголя с Гегелем». Заканчивался уже, по-моему, как-то неприлично. Я, честно, не помню — как он заканчивался, и не стремлюсь вспомнить. Мне хватает прекрасного начала.

Сегодня у меня великий день. Я решила простить телевизор.

Навалились дела, которые и за жизнь не переделать. Вспомнилось и планов громадье, которое так мирно и почивает в заброшенных записных книжках. И дела, и планы — хоть простые, хоть заковыристые — требуют непрерывных усилий. Вот и видишь иногда хоть в зеркале, хоть в окружающем мире — совершенно заполошных людей.

А тут — и баба на сносях, гусей некормленных косяк.

Реклама

Но дело даже не в гусях, а все неладно
.
(В. Высоцкий).

Когда количество проблем переходит в качество «неладно», хочется простить телевизор. Простить за всю глупость, инфантилизм, навязывание стереотипов, промывание мозгов и упрощение. Но так ли уж просто это упрощение?

Здесь пригодится все та же навязшая в вечно кариозных телевизионных зубах реклама. Реклама, в которой постоянно изображаются абсолютно инфантильные люди. Мужчины — с неувядающими интересами: футбол, рыбалка, автомобиль, пиво. Иногда все-таки спохватываются и «подают» мужчин на фоне семьи — именно на умильном благостном фоне, «семья в рюшечках».

А женщина? «О, мои шелковистые волосы. Мои ногти, моя сверкающая гладкая кожа. И — Ах! — мои морщины на тыльной стороне пятки — ужас, что делать?»

Реклама

А мои зенки слипались, когда на меня с экрана изливалась фальшивая радость по поводу готовых приправ для хрустящей курочки. А мои поджилки тряслись от ужаса, когда на экране устремлялись вперед бурные потоки пивных рек с пельменными берегами.

Но всегда умиляли эти многообещающие зовуще-влекущие взгляды молодых девушек, «открывших» для себя новую косметику или крем. О, эти полураскрытые губы и этот призывный обещающий взгляд — куда он зовет-влечет, в какую-то даль светлую или «высокую густую рожь»… А вдруг там не так уж плохо? И не ставить же телевизор к стенке (в буквальном и фигуральном смысле слова)?

Пусть там часто образы абсолютно инфантильных человеческих существ. Но ведь не совсем выдуманный образ близок к реальности. Есть и агрессивные носители такого мировоззрения. Но поговорим об обычных людях.

Реклама

«Усталые, но довольные, они вернулись домой.»
(концовка школьных сочинений).

Они приходят домой усталые, но озабоченные. Они делают домашние дела под фон телевизора, они включают компьютеры. Они ищут или отдыха, или взаимопонимания, или совета.

Это — защитная реакция на нескончаемый процесс инноваций (не путать со Сколково): жизненных, бытовых, социальных, политических, которые просто оглушают человека. И этот обычный человек не успевает не только адаптироваться к ним, но даже толком осознать.

Законы меняются настолько быстро, что даже профессиональные юристы не всегда способны за этим уследить. Компьютерные программы предлагают непрерывные обновления. То же самое относится и ко многим другим сферам жизни. Новые модели, новые гаджеты, новые блоги, новые события, новые открытия… Что сегодня полезно (здорово) — завтра вредно (смерть). По поговорке: у немцев — наоборот. Что вчера левое — завтра правое. И так далее.

Реклама

И нормальный человек фиксирует взгляд на доступных ему, чувственно воспринимаемых вещах, связанных с его личным опытом: семья, дети, секс, кулинария, спорт. В спорте, правда, только любители, но все они способны определить, хорошо или плохо ударил по мячу А. Аршавин — многие ведь пинали в детстве мячик, забивая голы. А коллайдер никто не пинал, и зачем забивать себе голову этим коллайдером? И прочими вещами — ну зачем забивать? «Не грузите меня еще больше» — тайное желание любого нормального человека.

И отсюда единственный выход — сузить взгляд, превратить его в щелку, сознательно ограничить приток информации. Упрощение как способ адаптации к усложняющемуся миру. Если где-то сильно прибывает, то должно и убывать. Прибавляется сложной информации — хочется людям простоты. Отсечь, что мешает, раздражает, заставляет опять зачем-то думать.

Реклама

Любой человек интуитивно сосредотачивается на вещах, в которых (как ему кажется) он способен разобраться. А лучше — еще и с пользой для себя.

Давно известно, что большинство людей считают себя специалистами в ряде вещей. Сюда относят обычно политику (часто — с издевкой), кулинарию и воспитание детей. Здесь каждому есть что сказать, как отреагировать, поделиться примерами. У каждого есть живой интерес, у каждого есть личный опыт.

Как всем известно, самый жгучий интерес вызывают темы Он-Она (отношения), Красота со своей страшенной силой и Медицина с околомедицинским. Но здесь все просто: мало кто не прошел положенные ему пути. И в любви. И в разнообразии ощущений. И в желании сразить наповал сейчас и быть вечно молодым. При этом самочувствие почему-то не всегда радует.

Реклама

Но ведь есть такое понятие, как просто «вечные темы». С Человеком напрямую связаны многие из наук, искусство и т. д. «Бренных» тем на самом деле мало. Почти все — перетекают из века в век, из тысячелетия в тысячелетие. Только — вместо макияжного зовущего взора загорелой девы в полу-неглиже — незнакомые или непривычные слова. Которые могут и отпугнуть. Хотя ответы на многие волнующие вопросы можно получить и в «толстых книжках». На которые еще нужно найти время.

У меня не получается путать Гоголя с Гегелем. Бабеля с Бебелем — тоже. Но и проблем, бывает, из-за этого прибавляется. А так хочется иногда простенького. Но все же — не так, как в рекламе. И текст этот — не в защиту гламура, а в защиту уставших от потока информации людей.

Реклама

Но интерес начинается тогда, когда приходит понимание. Начинаешь разбираться — становится еще любопытнее. Чем больше понимания, тем выше интерес к какой-то области. А часто — и любви (хотя и здесь, «как в жизни», могут случаться свои разочарования и уходы).

Не нужно делать над собой усилий. И без того есть глубокая уверенность, что любой человек способен разобраться во множестве вещей, которые кажутся куда более сложными, чем «вечнозеленое». Но информационный поток продолжает расти. И мирное сосуществование различных тем — совсем неплохой вариант для нашего времени.

Реклама